Среди причин – уникальное свойство микобактерии переносить сибирскую зиму.
24 марта 1882 года немецкий микробиолог Роберт Кох прочитал историческую лекцию об этиологии туберкулёза, где чётко определил возбудителя, за что впоследствии получил Нобелевскую премию. Прошло почти 150 лет, а туберкулёз по-прежнему опасен, и особенно для жителей Приангарья. О причинах рассказали иркутские врачи в рамках «Недели инфекционных заболеваний».
«В структуре инфекционных заболеваний в мировой системе здравоохранения туберкулёз занимает особое место, – подчеркнул кандидат медицинских наук, главный врач Иркутской областной клинической туберкулёзной больницы Михаил Кощеев. – Туберкулёз сегодня – социально-значимое заболевание и отнесён к группе заболеваний, которые представляют особую опасность для людей. И, к сожалению, в структуре смертности от инфекционных заболеваний он на первом месте».
В Сибири и на Дальнем Востоке показатели распространения туберкулезной инфекции всегда были высокими, отмечают врачи. Тем не менее, на протяжении десяти и более лет в Иркутской области идёт устойчивое и планомерное снижение заболеваемости. В 2024 году она уменьшилась на 9,4 % по сравнению с 2023-м. Показатель сейчас – 47 чел. на 100 тыс. населения. В прошлом году в Приангарье заболели 1109 человек.
«Есть целый комплекс причин, почему в Иркутской области туберкулез по-прежнему остается актуальным заболеванием, – отметила заведующая кафедрой туберкулёза и инфекционных болезней ИГМАПО, профессор, главный внештатный фтизиатр министерства здравоохранения Иркутской области Елена Зоркальцева. – В нашей стране с Запада на Восток ситуация по туберкулёзу становится хуже. Это связано с социальными особенностями (безработица, вахтовый тип работы, климатические условия). Например, пекинский генотип микобактерии пришел к нам из Китая еще во времена строительства Китайско-Восточной железной дороги. Климатический фактор в том, что у нас климат резко континентальный, и это даёт особенности иммунитета у населения. Резкие перепады от тёплых к холодным температурам влияют на иммунитет, люди становятся более восприимчивыми к этой инфекции».
С другой стороны, по словам профессора, низкая плотность населения затрудняет профилактические осмотры. Если человек проходит профосмотр не каждый год, можно упустить заболевание, и это будет поддерживать эпидемический процесс. Один человек, как источник инфекции может заразить от 10 до 20 человек за год, отмечают врачи. Поэтому важно обеспечить регулярные, наиболее полные профилактические осмотры. Для этого в регионе используют переносную технику. Однако ситуация всё равно сложнее, чем в западной части России.
«Устойчивость возбудителя туберкулеза к внешней среде уникальна, – рассказал Михаил Кощеев. – Он может долго сохраняться. Губительное действие на возбудитель оказывает солнечный свет, хлорсодержащие дезинфектанты. Но микобактерия туберкулеза прекрасно переносит сибирскую зиму, до 10 лет может сохраняться в мёрзлой почве».
Медики составили средний портрет больного. Это мужчина, не имеющий работы, в возрасте 20–40 лет (60 %). Есть и женщины репродуктивного возраста, в периоде перестройки гормональной системы, которая отрицательно влияет на иммунитет. Если в детстве были положительные пробы Манту и Диаскинтеста, это может привести к тому, что заболевание случится в самое неподходящее время.
Врачи напоминают об огромном значении вакцинации. В Иркутской области в роддоме БЦЖ получают 91–93% новорождённых, в первый год рождения – 95%. В 6–7 лет нужна вторая прививка от туберкулёза. Родители, которые отказывают от прививки и от проверок на возбудитель (проб Манту, Дискинтеста), рискуют здоровьем своего ребёнка. Сегодня есть альтернативные методы проверки на туберкулёз – квантифероновой тест. Даже банальный рентген грудной клетки можно пройти в поликлинике, он всё равно покажет туберкулёз. Хотя у ребёнка на начальных стадиях его выявить будет сложнее.
Медицинская общественность сосредоточила усилия по профилактике в группах высочайшего риска туберкулёза (дети из социально не защищенных семей). Это делают в санаторных условиях. Врачи сетуют, что для подростков трудно организовать такой контролируемый санаторий, здоровое питание, оздоровление, лечение. В том числе потому, что старшие школьники готовятся к экзаменам. Порой и сами подростки, и их родители отказываются, хотя обучение организовано и в санатории. Между тем, круг общения у подростков очень большой и риск заразиться выше. Поэтому очень важно проходить флюорографию и Диаскинтест.
Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
Комментарии