Самолёт времён Великой Отечественной Войны нашли в Тулунском районе. Как боевая машина оказалась в регионе, незатронутом войной, а, самое главное, что стало с экипажем? За ответами поисковики из Братска и Тулуна вместе с учащимися кадетских классов отправились на место крушения самолёта. В экспедиции на "Синей горе" побывал Даниил Карпов.
В годы Великой Отечественной Войны самолёты гибли не только на линии фронта. Жизнь многих боевых машин, как и их экипажей, оборвалась ещё до первых сражений. В 40-х годах в Иркутске размещался авиационный завод, который поставлял на фронт бомбардировщики ИЛ-4 и ПЕ-2. Из-за отсутствия навигаторов до Красноярска экипажи летели вдоль железной дороги. Одна из машин разбилась в районе «Синей горы» в Тулунском районе.
«Это уже вторая экспедиция, первая была в 2008 году. Со слов местных жителей мы узнали, что в годы войны там разбился самолёт, по местным газетам, по источникам было написано, что это ИЛ-4, разбился в августе 43-го. Прорыв произошёл в этом году, установлено было, что это не ИЛ-4, а ПЕ-2, разбился он в мае 42-го, и самолёт получали лётчики 73 полка ВВС Краснознамённого Балтийского флота», - комментирует Сергей Чулков, руководитель поискового отряда г.Братска.
Подтверждение этой версии нашлось в воспоминаниях участников самого перегона:
«Закончив переучивание в январе 1942 года, полк наземным путём поехал в Иркутск на завод, получать новые самолёты. К этому времени самостоятельный налёт на «пешке» у меня был порядка пяти часов. Получили 32 самолёта. До Казани летели по «компасу Кагановича» - вдоль железной дороги. Во время перелёта полк потерял два самолёта. Один загорелся под Красноярском, экипаж погиб. Второй самолёт сел в Канске с убранным шасси».
От удара корпус разлетелся вдребезги, но на части деталей сохранились обозначения.
- О, номер есть. Б-100. Какая-то деталь, на ней написано Б-100.
Эта находка стала не единственным обломком, который мог бы пролить свет на обстоятельства крушения самолёта.
- Электродвигатель, который служил для выпуска тормозных решёток, бомбардировщик пикирующий. А здесь мы видим следы пожара, то есть, видите, всё-таки пожар был. Сразу видно, тот двигатель не горел, а этот горел. О чём говорит: горел один мотор и, скорее всего, горел мотор тот, который номер 1216, он разлетелся вдребезги. Видишь, тот двигатель целый».
По серийному номеру удалось установить, что на самолёте были установлены двигатели М-105. В то время им оснащались только бомбардировщики ПЕ-2.
«Следующее косвенное подтверждение, что самолёт 73-го авиаполка с Балтики - на месте крушения находили пуговицы с якорями. На штурманском приборе, на ветровике, была фамилия Дадакин. Иван Дадакин служил в 73 авиаполку, как раз на Балтике, но он, скорее всего, в перегоне не участвовал, потому что он служил после ранения на аэродроме. Скорее всего, он свой прибор передал кому-то другому», - поясняет Сергей Чулков, руководитель поискового отряда г.Братска.
Здесь появляется нестыковка. За май 42-го в 73-ем полку числился всего один погибший. Но из воспоминаний старожила следует, что в катастрофе погибло больше пилотов. Вот что рассказывал местный житель Иван Демидов:
«Как-то я случайно забрёл туда, где упал самолёт, пилотов было трое. Два скелета лежали на земле, а третий находился в кабине. Бортового оружия на месте не было, за исключением искорёженной казённой части от одного из пулемётов».
По одной из версий, экипаж разбившегося самолёта был из 23 запасного авиаполка. Все документы о переводе в 73 находились при них и, скорее всего, сгорели.
«Мы определили, что самолёт никто не покидал, поскольку куски кабины на месте, наушники от шлемофонов на месте, понятно, что экипаж был в самолёте до последнего. Значит, экипаж, все три человека погибли. И до сих пор никто не знает этих имён», - говорит Сергей Чулков, руководитель поискового отряда г.Братска.
«Одного пилота нашли, его увезли, захоронили в Нижнеудинске. Двоих не обнаружили, но охотники говорят, что находили здесь черепа, даже не один, и где-то здесь захоронили», - рассказывает Владимир Изюрьев, участник поискового отряда г.Братска.
Участники поискового отряда планируют поднять архивы 23 запасного авиаполка. Ещё одна экспедиция на "Синюю гору" планируется осенью.
Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
молодежно и спортивно одевается- велотрусы и обтягивающие трико частый гость в его гардеробе, а про твой костюм адама на берегу ходят странные слухи... Так что соперник очень сильный!
А костюм Адама это.... Будущий мэр даже этого не знает?