«Русский язык как иностранный». Так называется эксклюзивная образовательная программа в братской школе № 5. Четыре года назад в этом учебном заведении уже был подобный курс. Руководство школы решило вернуть дисциплину, но с некоторыми изменениями. Вместе с детьми на необычном уроке побывала съёмочная группа Братской студии телевидения.
Пятая школа – интернациональное учебное заведение Братска. Около 30 % ребят – приезжие из стран ближнего зарубежья. Не все владеют русским языком даже в разговорной форме. Детям, выросшим в другой лингвистической обстановке, сложно читать и писать.
Светлана ЛОМОВЦЕВА, учитель начальных классов школы № 5: «В нашей школе была, она и существует, программа по работе с детьми-мигрантами. Это с пятого по одиннадцатый класс ребята приходили. Были занятия, которые были направлены и на орфографию тоже, то есть на грамотность русского языка».
Светлана Ломовцева больше десяти лет работает с детьми-мигрантами и создала собственную программу для обучения «Русский язык как иностранный». В неё входят упражнения для дыхания, артикуляции и автоматизации звуков, то ест закрепления правильного их произношения, для развития наглядно-образного мышления, чтения. Также учитель использует игровую форму подачи информации.
Светлана ЛОМОВЦЕВА, учитель начальных классов школы № 5: «Я здесь всё-таки больше играю, потому что у них горят глазки. Это обязательно доброжелательная обстановка, обязательно нужно им дать такое понятие, чтобы они чувствовали через меня, что я их жду. Вы обратили внимание, что они доброжелательные, они очень добры друг к другу. Если сегодня они сидели там, как хотели сидеть, обычно они сидят попарно и друг другу помогают. Мне вот это нравится. Обратили внимание, что они приходят, здороваются, вообще по школе. И я за ними наблюдаю, например, идёт учитель, они “Спасибо за урок!” говорят. Неплохие ребятишки. Многие уже сейчас знают, что у них в перспективе остаться в городе».
Дети изучают русский язык с нуля, улучшают дикцию, отрабатывают отдельные звуки, чтобы расширить речевое пространство. Пока школьники не сидят за партами вместе с одноклассниками. По плану к маю знания необходимого языка повысятся, и ребята начнут посещать стандартные уроки. Учитель признаётся, что задача – сложная.
Светлана ЛОМОВЦЕВА, учитель начальных классов школы № 5: «Для того, чтобы начать хотя бы удовлетворительное обучение, им нужен обязательно определённый уровень понятий русской лексики, построений предложений, чистоты произношения. Для них очень многие звуки даются с большим трудом. Поэтому тут требуются логопедические знания, здесь нужно знать хорошо лексику, синтаксис, то есть все разделы русского языка».
Сейчас столь нужные и необычные уроки посещают дети от 11 до 16 лет таджикской национальности. Занимаются два раза в неделю. Светлана Ломовцева говорит, что учителю, который работает с детьми-мигрантами, обязательно нужно владеть хотя бы набором фраз из их родного языка.
Светлана ЛОМОВЦЕВА, учитель начальных классов школы № 5: «Я общаюсь с ними на таджикском языке. Это их оживляет, они сразу меня понимают. Для более осознанного понимания русского слова, когда идёт обратная связь таджикский – русский. Оказывается, много слов в таджикском произносится также как на русском. Они вот это уже знают».
Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
Комментарии