Ремонт трассы Братск – Усть-Илимск станет одним из первых шагов в процессе глобальной трансформации транспортной системы Сибири и, возможно, даже системы международных транспортных потоков.
В 2023 году в Иркутской области стартовала региональная программа ремонта автодорог к муниципалитетам – «Транспортный каркас». Инициатором выступило правительство региона. По словам губернатора Игоря Кобзева, план строительства дорожных коммуникаций протяженностью более 1 тыс. километров задумывался как аналог национального проекта.
Иркутские планы реконструкции привлекли федеральные бюджеты: уже в этом году область ждёт ремонт опорной дорожной сети. В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» пройдёт обновление дорожного полотна между крупными городами: Иркутском, Ангарском, Братском, Шелеховым, Усолья-Сибирским и Черемховым. Общий бюджет – свыше 11 млрд рублей. Из них около половины пойдёт на развитие региональной дорожной сети.
Это очередной показатель того, что для федерации сибирское направление остается чрезвычайно важным на перспективу. Ведь в прошлогоднем послании президента РФ к Федеральному собранию были определены приоритетные направления транснациональной автомагистрали М-12 «Восток». Владимир Путин отдельно высказался о необходимости продлить автодорогу «до Иркутска и Владивостока с выходом в Казахстан, Монголию и Китай».
Если к 2030 году (строительство М-12 «Восток» рассчитано до 2030 г.) через Иркутск и область пройдет главная для страны транзитная магистраль, соединяющая Москву с рынками Юго-Восточной Азии, то местная дорожные реконструкции как раз в логике этого концепта.
Тем более, что, по данным крупных отечественных перевозчиков, количество внутренних перевозок по России увеличилось на треть, а спрос на грузоперевозки из Китая – втрое. Причём рост показали почти все внешние направления Центральной Азии. Так, экономический спад на Западе и закупорка Суэцкого канала могут дать толчок к созданию нового Шёлкового пути, который пройдет через города Сибири.
Впрочем, обсуждения конкурентных для Шёлкового пути направлений через территорию и акваторию РФ ведутся давно. Например, идея так называемого «Кедрового (Сибирского) тракта», – комплексного развития Северного морского пути, каспийского коридора и Восточного полигона РЖД, была озвучена российским бизнесменом Олегом Дерипаской ещё в далеком 2021 году. Тракт предусматривал строительство, в том числе, автомобильного направления. Теперь получается, что строящаяся М-12 и есть та самая артерия.
И если концепция логистики через Сибирь на Запад в 2021 году звучала скорее упреждающе, то сейчас Кедровый тракт мог бы превратиться в единственное направление для китайско-европейского рынка.
Ещё один приоритет северного пути – железнодорожное полотно. Кстати, РЖД с 2021 года реализует проект модернизации БАМа и Транссиба, с общей суммой инвестиций в 1,1 трлн руб. Сроки сдачи – вторая половина 2024 года. В результате ж/д магистрали позволят добиться пропускной способности 180 млн тонн в год. Вместе с М-12 и Северным морским путём (пропуск. около 40 млн. тонн) они смогли бы закрыть больше половины торгового трафика Суэцкого канала и усилить геополитические позиции России в эпоху санкций и международных бойкотов.
Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
Комментарии