В 2025 году главным риском для экономики России станет стагфляция.
Инфляционные ожидания россиян ухудшаются: у граждан и бизнеса всё меньше надежды на заметное замедление инфляции в 2025 году. Эмоции преобладают над рациональными доводами, особенно после резкого падения рубля. Однако есть факторы для замедления цен – это высокая ключевая ставка (её рост с 21 % до 23 % или даже 25 %), охлаждение экономики, сокращение кредитования и более осторожная бюджетная политика. Эксперты предупреждают о риске стагфляции – экономическом спаде при высоких ценах, сообщает ИА «БСТ» со ссылкой на «Российскую газету».
По итогам ноября ожидается, что инфляция может ускориться до 13 % с учётом сезонности, а за октябрь–ноябрь в среднем составит около 11 %. Прогнозы ЦБ на четвертый квартал 2024 года предполагали 6,5–8,5 % годовых, и если это не сбудется, регулятор может продолжить повышать ключевую ставку.
«Накопившийся разрыв выпуска, или разница между спросом и возможностями предложения в экономике, сейчас составляет около 3 %. Экономика перегрета. Выбор уровня ставки на декабрьском заседании будет определяться тем, с какой скоростью, по мнению ЦБ, разрыв выпуска должен схлопнуться до нуля. Слишком быстрое охлаждение спроса может быть неоптимальным исходом. Мы по-прежнему склоняемся, что выбор будет сделан в пользу повышения ключевой ставки до 23 %», – спрогнозировал главный экономист группы ВТБ Родион Латыпов.
На рынке существуют разные прогнозы. Повышение ключевой ставки до 23 % на заседании ЦБ 20 декабря – это базовый сценарий, однако есть вероятность, что ставка может достичь 25 %, сообщил директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. Ускорение инфляции и ослабление рубля требуют более жёсткой реакции от ЦБ.
В Госдуме также ожидают повышения ключевой ставки в декабре, но конкретные цифры не называют.
«Исходя из нынешней динамики инфляции можно ожидать повышения ключевой ставки, но называть конкретную цифру я бы не стал, поскольку прогнозы на этот счёт носят всё более эмоциональный характер. Я уверен, что регулятор в декабре будет принимать решение не на основе эмоций, а рационально – по итогам взвешенного и системного анализа макроэкономической ситуации, как это делалось и раньше, с подробным объяснением и обоснованием принятых решений», – заявил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Депутат отмечает, что как бизнес, так и население ожидают от финансовых властей эффективных решений, которые позволят снизить темпы инфляции и процентные ставки по кредитам.
«Решения Банка России не могут действовать моментально, их эффект проявляется со временем. При неконтролируемом росте инфляции долгосрочное планирование, привлечение инвестиций и стабильный экономический рост будут попросту невозможны. Жёсткая денежно-кредитная политика ЦБ, подкреплённая соответствующими действиями правительства, должна решить задачу обуздания инфляции», – убеждён Аксаков.
По словам Анатолия Аксакова, бюджет России на следующий год будет сбалансирован с минимальным дефицитом, предприятия функционируют с полной загрузкой, однако главной проблемой останется нехватка рабочей силы.
«Всё говорит о том, что объективных причин для беспокойства нет. Полагаю, что на горизонте от полугода до года мы можем увидеть изменение тренда в сторону снижения ключевой ставки, а за ней и ставок по кредитам», – спрогнозировал он.
Доцент НИУ ВШЭ Анастасия Подругина отмечает, что люди сомневаются в эффективности политики ЦБ, так как видят широкое подорожание товаров и услуг.
«Это означает, что инфляция становится инерционной – цены на одни товары цепляются за другие, и в итоге дорожает всё вместе. То есть инфляция приобретает устойчивый характер, а это как раз то, против чего боролся и продолжает бороться Центробанк. Тенденции к замедлению цен мы тоже наблюдаем, но они пока совсем не такие выраженные, чтобы говорить о них уверенно. Тем более в контексте цели ЦБ достичь показателей в 4,5–5 % к концу 2025 года», – рассказала Подругина.
Родион Латыпов подчёркивает, что инфляция в стране замедлится лишь в том случае, если сначала снизится спрос.
«Не только российский, а все центральные банки, таргетирующие инфляцию, стремятся регулировать совокупный спрос. Они стимулируют его, когда инфляция находится ниже цели, и, наоборот, охлаждают спрос, когда инфляция оказывается выше цели. Ключевая ставка в этом смысле остаётся действенным инструментом в руках Банка России», – пояснил эксперт.
Анастасия Подругина добавила, что главная причина появления в экспертном сообществе ожиданий роста ключевой ставки до 25 % – низкая чувствительность кредитования к ультравысокой стоимости заёмных средств.
«Кредитный канал трансмиссии денежно-кредитной политики ЦБ буквально буксует, причём если потребительское и жилищное кредитование на высокую ставку всё же реагирует, то корпоративное кредитование не замедляется вообще. У этого есть много причин, но главный вывод – для достижения желаемого эффекта регулятору приходится повышать ключевую ставку», – отметила она.
Управляющий директор ГПБ Private Banking («Приват Банкинг») Егор Сусин говорит, что главным фактором инфляции является спрос, а основными его источниками – рост зарплат и кредиты.
«По итогам 2024 года рост номинальной средней зарплаты в экономике составит почти 18 %. Потребкредитование у нас растёт примерно на 20 %. Если мы сложим это вместе, то будет сложно не ждать относительно высокую инфляцию даже с учётом того, что часть свободных денег абсорбируют банковские депозиты. Поэтому меры ЦБ по сокращению кредитования должны сработать. Мы скоро увидим замедление не только по потребительскому и жилищному кредитованию, но и по корпоративному. Это сократит спрос и через этот канал замедлит инфляцию. Не так быстро, как хотелось бы, но это сработает», – спрогнозировал Егор Сусин.
Доцент МГУ и главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах предупреждает, что в 2025 году главным риском для экономики России станет стагфляция.
«Существует опасность, что политика ЦБ не сработает так, как хочет регулятор, то есть экономика замедлится, а спрос и цены – нет. Есть разные сценарии того, как это может произойти, ЦБ стремится их учесть и обойти. Но есть сложно прогнозируемые внешние факторы, например, ослабление рубля, как это произошло в ноябре. Мы уже видели, как инфляция сначала, казалось бы, замедляется в ответ на рост ключевой ставки, а потом приходят новые волны. Тогда приходится искать и принимать новые меры», – заключил он.
Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
Комментарии