Мыслить клише – плохо. Но иногда использовать – даже хорошо!
Клише – это стереотипное выражение, идея или образ, которые повторяются и становятся шаблонными в языке, литературе, искусстве и других областях. Оно может принимать форму фраз, тем, художественных приёмов, персонажей и ситуаций.
Несмотря на то, что клише часто возникает из качественного опыта или оригинальных идей, его чрезмерное использование может приводить к потере свежести и выразительности. Сегодня, 3 ноября, в День клише, рассмотрим, что это такое, и как избежать шаблонности.
Термин
Слово «клише» происходит из французского языка и первоначально означало «штамп», используемый в печатной продукции. В XIX веке печатники начали делать оттиски с помощью металлических шаблонов, создавая одинаковые изображения и тексты. Со временем этот термин начал употребляться в более широком контексте, обозначая повторяющиеся идеи или выражения.
Многие исследователи, писатели и критики отмечают, что клише часто характеризуют ситуацию, склоняя к упрощению и стандартизации сложных тем и эмоций.
День клише
Супруги Томас и Рут Рой из США – создатели многих необычных праздников, они придумали их более 80! 3 ноября был выбран как символический день, чтобы призвать людей к размышлениям о преобладающих стереотипах в обществе, выражающихся в разных сферах шаблонным образом.
Примеры клише
Клише можно встретить в различных областях:
Литература
Часто встречаются стандартные мотивы, такие как «любовь с первого взгляда» или «герой, который должен спасти мир». Это может также включать шаблонные характеристики персонажей, например, «злой властитель» или «добренькая шпионка». Хорошо это или плохо? На любителя! Кому-то важны истории с предсказуемым «хэппи эндом», кто-то любит сюжеты потяжелее. В любом случае каждый «клишированный сюжет» можно прикрыть деталями и поворотами, которые скрасят время, проведённое за чтением произведения.
Кино и телевидение
Многие сценарные приёмы, такие как «загадочная дама в красном» или «неожиданный поворот», стали клише в голливудских фильмах. Из-за этого зрители могут предсказать события до того, как они произойдут, что снижает напряжение и интригу.
В журналистской среде клише считаются такие фразы, как: «на сегодняшний день», «в преддверии праздника», «каждый из нас», «по праву считается» и многие другие. Употребление одного–двух клише в большом телесюжете – норма. Когда же речь корреспондента «заклиширована», – это признак дурного тона.
Повседневная речь
Фразы вроде «время лечит» или «всё будет хорошо» могут восприниматься как клише в общении. Часто их употребляют в ситуациях, требующих поддержки. Но эти фразы в сторону нуждающегося в добрых словах человека могут обесценить вашу поддержку в его глазах.
В русской речи есть и клише с негативной окраской. Например, «ты у меня уже вот где сидишь», «ни стыда, ни совести», «ни себе ни людям». Как ни странно, но в этом случае клише воспринимаются как краска нашего русского языка. В других культурах так не говорят, там иные особенности. Следовательно, оправданные клише в повседневной речи украшают, а не обесценивают.
Но в разговоре с иностранцами, даже если они хорошо знают русский язык, такие шаблонные фразы лучше не употреблять, так как вы можете остаться непонятым.
Фото: stockking / freepik.com
Негативные и позитивные стороны клише
Один из самых очевидных плюсов клише – они упрощают коммуникацию. Использование широко известных фраз и образов может помочь быстро донести информацию, когда собеседники понимают контекст. Кроме того, клише создают эмоциональный отклик, так как в разговорной речи часто сопровождаются восклицанием.
Но есть и минусы. Клише лишают оригинальности. Частое их использование может сделать текст или речь менее интересными и эмоционально бедными. Для автора, использующего клише, такой путь грозит потерей индивидуальности. Идеи и истории, основанные на шаблонах, могут восприниматься как вторичные, подрывая творческий потенциал автора.
Как избежать клише
Для того чтобы избежать использования клише, авторам и выступающим рекомендуется:
– Как можно больше исследовать. Погружение в тему позволяет находить новые подходы и избегать стереотипных взглядов;
– Использовать личный опыт. Часто индивидуальный взгляд предоставляет уникальные идеи и выражения, которые делают сообщения более аутентичными;
– Пробовать новое. Эксперименты с формами, стилем и структурой помогут создать оригинальные произведения и идеи.
Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
Комментарии