Российские учёные случайно отключили иммунитет бактерий

Научное открытие оказалось совершенно неожиданным.

Российские учёные случайно отключили иммунитет бактерий
фото: freepik / freepik.com

Специалисты Сколковского института науки и технологий (Сколтех) во время эксперимента случайно обнаружили механизм, отключающий иммунитет бактерий. Об этом сообщает ИА «БСТ» со ссылкой на «Известия».

Механизм запускается, когда в клетки микроба проникают генетические элементы, живущие внутри микроорганизма как молекулы ДНК. Именно они запускают программу подавления иммунитета у бактерий.

«Открытие оказалось для нас совершенно неожиданным. Мы изучали белок, который должен был ингибировать (тормозить. – Ред.) иммунную систему бактерии EcoKI, но данные никак не сходились. Оказалось, что плазмида привлекала нуклеазу (разрушающий ДНК белок. – Ред.) бактерии на свою ДНК. Это запускало программу, которая в норме нужна, чтобы защитить клетку от случайной атаки нуклеазы на собственную хромосому, но оказалась, что плазмидная ДНК настолько активно привлекает на себя этот белок, что это полностью отключает бактериальный иммунитет», – сказал руководитель лаборатории анализа метагеномов Сколтеха Артём Исаев.

Человеческая иммунная система человека отличается от бактериальной. Но учёные считают, что любой иммунитет всегда несёт опасность для своего собственного организма. Можно ожидать, что и у врождённого иммунитета человека должны быть «предохранители» или «тормоза», похожие на открытый механизм.

ИА «БСТ»