«Угроза экосистеме», «стихийное бедствие», «экологическая катастрофа», «апокалипсис». Так теперь говорят о большом баклане в Братске и Братском районе. Хотя ещё три года назад эти птицы скромно ютились в Красной книге Иркутской области. К счастью, свою «редкость» они утратили, и довольно стремительно. А природа словно запустила мощный механизм саморегуляции, но тормоза в системе отказали…
ВСТРЕЧА С БАКЛАНОМ
Самые многочисленные колонии бакланов, описанные в истории нашего края, находились по берегам Байкала и насчитывали сотни тысяч. Впервые о распространении и массовом гнездовании пернатых сообщил немецкий учёный, академик Иоганн Георги. Он первым из естествоиспытателей оплыл озеро в 1772 году и написал:
«Птицы преимущественно собираются здесь такими несметными стаями, как едва ли где в другом месте на материке Старого света, именно потому, что обилие рыбы, и особенно омулей в этих заливах, также превосходит всякое вероятие».
Бесчисленное множество крылатых в те времена никого не пугало. Рыболовство только ожидал прогресс, а судов было немного. Угрозы существования баклана в регионе тоже не было. А потому этих пеликанообразных учёные досконально изучать не спешили. Как вдруг с 1960 года они полностью исчезли.
Одной из причин могла стать Великая Отечественная война. Люди собирали яйца из гнёзд, чтобы питаться. По воспоминаниям местных жителей, их вывозили целыми лодками. Ели и молодых птенцов. Ну, а если гнездо разрушено, то птица уже не вернётся.
У бурятских учёных есть другая версия исчезновения. Это небезопасный перелёт на зимовку через Китай. Ведь многие виды байкальских птиц резко сократились от рук китайцев. Как произошло, например, с исчезающей певчей птицей дубровник. С 1980 по 2013 годы её численность сократилась на 95 %. Оказалось, для жителей Поднебесной – это деликатес.
И если дубровник по сей день на грани исчезновения, популяция баклана восстановилась без участия человека. В 2006 году баклан вернулся и заселил не только Байкал, но и почти все водохранилища Ангарского каскада.
БАКЛАН – ПО-НЕМЕЦКИ КОРМОРАН ИЛИ «МОРСКОЙ ВОРОН»
Мигательная мембрана, водоотталкивающий костюм. В арсенале гарпун-пинцет. Это описание не суперагента, а баклана-охотника. К тому же – рекордсмена по нырянию: покоряет глубину до 20 метров. В воде «морской ворон» может находиться до 2 минут.
Специальная плёнка проясняет зрение под водой, перья не впитывают влагу, клюв убивает и захватывает рыбу. Птица крупная, весит до 4-х килограммов, размах крыльев от 160 до 1 метра. В сутки одна особь съедает до 750 граммов рыбы. В то время как чайки и цапли, с которыми баклан гнездится по соседству, съедают в два-три раза меньше.
«Птицы очень остро реагируют на содержание кормовой базы, и при ее снижении они могут не приступать к размножению или давать минимальное количество птенцов. Так, обычно, 5-6. В 19 веке писали, что даже до 11 птенцов, но если запасов рыбных станет мало, будет по 2-3 птенца. В природе наступят действия механизма саморегуляции», – рассказывает Виктор Попов, орнитолог, представитель Байкальского центра полевых исследований «Дикая природа Азии».
В первый месяц после рождения птенцы получают оперение, через два – могут летать, а через три – становятся самостоятельными членами колонии.
Для баклана Родина – весь мир. Он живёт на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Присутствие этой птицы в наших краях в целом не удивительно. Но для многих всё же волнительно.
МЁРТВАЯ ЗЕМЛЯ
Если предположить, что за один сезон на землю падает до 10 сантиметров бакланьего помёта, то за 10 лет слой должен быть не меньше метра. Именно об этом я и думала, когда шагала по одному из островов между Тенгой и Зуем. Мои сапоги вязли в нечто напоминающем тягучую грязь или глину с оттенком мокрой извести.
Всё это покрывает ковёр из обломанных веток, что выпали из гнёзд, самих гнёзд, трупов бакланов и гор целлофана. Ну и, конечно, стойкий запах аммиака и сгнившей рыбы. Добычу баклан не доедает, её остатки повсюду. Экскременты бакланов за короткий срок высушили вековые сосны, траву. А оставшуюся живую зелень, как будто, забыли прикрыть во время большого ремонта.
Неприглядное изменение суши заметили братчане, которые когда-то собирали на островах грибы, любовались природой. Сначала удивлялись, потом поражались, а затем расстраивались…
АХ, БАКЛАНИЙ АППЕТИТ
Братские промысловики забили тревогу в 2020 году, когда почувствовали превосходство птицы-рыбака. На Братском водохранилище насчитывают 3 тысячи особей. Баклан, того не подозревая, ежегодно разоряет рыболовные предприятия. Речь об убытках в несколько миллионов рублей.
«С 2012-го по 2019 годы у нас стабильный вылов был 850-900 тонн общего улова рыбы. И вылов практически не менялся. Годами шёл один в один. С 2020 года, может, конечно, и затопление повлияло, но появился баклан. В 2020 году – 500 тонн, в 2021 году – порядка 350 тонн, и в 2022 году – 220 тонн. То есть рыба в геометрической прогрессии исчезает», - рассказывает руководитель Братского рыбзавода Сергей Романов.
Александр Ли, индивидуальный предприниматель: «Уже где-то четвертый год мы в заявленные квоты не можем выйти, не вылавливаем этой рыбы. Начиная с середины июня баклан нам не даёт работать. Рыбу не пускает в котлы или выклёвывает».
Спасти экономику Братского района помогут кардинальные меры, уверен глава Александр Дубровин. Конкурентов нужно устранять. Как именно, решит научное сообщество и компетентные органы.
Александр Дубровин, мэр Братского района: «Собрав всю информацию, мы обратились к правительству Иркутской области, в министерство сельского хозяйства, в Законодательное собрание, Государственную Думу. Мы достаточно подробно всё изложили, в каком количестве и как мы видим решение этого вопроса».
Тем временем служба по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области намерена приравнять баклана к охотничьему виду, наравне с медведем или волком.
В Бурятии, например, к истреблению рыбьего врага уже приступили. Разрешили отстрелять 3 тысячи особей. А всего их 30 тысяч. В научном сообществе такую меру называют «иглой в стоге сена».
С бакланами борются или пытаются бороться и в других странах. В этом году на рыбохозяйственных водоемах Павлодарской области Казахстана насчитали более 4 тысяч крылатых охотников. Сотрудники лесничеств просят разрешить отстрел.
А вот в Литве численность бакланов регулируют уже около 20 лет. Основные методы – охота и отпугивание. От шумового эффекта птица бросает яйца, они остывают, и птенцы не вылупляются. А значит, колонию они пополнить уже не могут.
ОТ БАКЛАНА СЛЫШУ
Орнитологи считают, что в исчезновении рыбы нельзя винить лишь баклана. Тем более, что вопрос специально не изучался.
«В случае снижения запасов рыбы мы имеем комплексное воздействие, – говорит орнитолог Виктор Попов, – Здесь и загрязнение, и сети, которые на дне водохранилищ бросают, и колебания уровня воды. Если баклана выбрать козлом отпущения, то без устранения других всех причин проблема решена не будет».
В 1980 году, когда бакланы исчезли из экосистемы Байкала, учёный-эколог, журналист Олег Гусев писал, что те виды птиц, которые многочисленны в местах гнездований, наиболее уязвимы.
«История отношений человека и природы учит нас: колониально гнездящиеся виды птиц одними из первых исчезают с лица Земли», – писал он.
БУКВА Б
Б – Большй баклан. Крайне популярная в Братске и Братском районе птица в тёплом сезоне. Будь она не так прожорлива, ей могли бы восторгаться, как пеликанами. Она даже могла бы стать геральдическим символом. Но, увы, на бакланьей судьбе написано: «Быть Баклану или не Быть».
По наблюдениям учёных в 2023 году на Братском водохранилище две некогда многочисленные колонии резко сократились. В них чёрных птиц стало меньше на 70 %. Это говорит в первую очередь о недостатке питания. Есть вероятность, что большой баклан вскоре отправится вслед за рыбой и по зову природы покинет берега Братского моря.
Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
Ел досыта что хозяйка даст (а давала ему от пуза всего всегда и разного: от печенки куриной, голов и шей куриных, желудков и сердец куриных же до элитного кошачьего корма от забугорных известных профессионалам производителей и разных витаминов с прикормом от них же. Крупный был очень (именно крупный, а не толстый - с полдивана примерно для двухметрового дяди) и очень подвижный. Любил он очень на дачу ездить и там на всех подряд охотился от птиц, до ящериц и мелкой живности грызущей и бегаюшей в районе дач. Край, где находится дача, жутко заповедный (вырубать и выкапывать даже на дачном участке ничего заповедного и индемичного нельзя (даже сосны) + зверье и птицу какую - тоже ни-ни + яшерицы, прочая мелкая живность и даже насекомые под запретом (разве что комары и мухи полностью в этом смысле свободны для вымирания от рук человека). Воот... Так что буквально вся живность совершенно не боится на этой территории человека и творит что хочет (в полном смысле, вплоть до регулярных безнаказанных потрав). Но кот же этот хищник! Ящериц ловил он там практически безнаказанно (сосед не сдаст, а сам не расскажет). Но вот однажды поймал он птицу и съел (видать терпел, терпел наглось пернатых и не выдержал - хищник жеж как-никак). Птицы тоже особо терпеть наглось кота не стали и начали его по участкам гонять (буквально): стаей загоняли его в угол какой и на лету на него гадили. Больше он ни одной птички на даче не трогал. Так насколько там помет баклана ядовит для нынешнего головы района и других посягающих (бакланов то не одна стая - очевидцы утверждают, что их у нас сейчас гораздо больше)? Не хотите ли вкусить на собстаенных тушках и участках? Или думаете, что бакланы глупее тех заповедных птиц?
Спорт!