Рекламный баннер

Как изменится рынок труда в 2023 году

Три эксперта о том, как мобилизация и эмиграция повлияет на поиск специалистов.

Как изменится рынок труда в 2023 году
katemangostar / freepik.com
Рекламный баннер

Год 2022 изменил многое. В том числе рынок труда. Поговорили со специалистами сервисов HeadHunter, SuperJob, и «Зарплата.ру» о том, кто заменит уехавших и мобилизованных, вырос ли спрос на удаленную работу и каких профессий сильнее всего не хватает на рынке труда.

Главным трендом последних месяцев 2022-го специалисты называют выросшее внимание работодателей к претендентам-женщинам.

Лилия Эсауленко, руководитель пресс-службы «HeadHunter Сибирь»: «Самое яркое проявление влияния мобилизации на рынок труда перераспределение числа приглашений на собеседования в пользу женщин. Кроме того, работодателей стали меньше интересовать претенденты мужчины в возрасте 18–30 лет. Хотя обычно компании активно интересовались такими кандидатами. Пока это изменения в пределах 1–5%, но они показывают, что HR-отделы адаптируются под новые условия и стараются минимизировать риски».

В сентябре рекрутеры жаловались на то, что до соискателей мужчин в возрасте до 30 лет было очень сложно дозвониться.

Кроме того, в этом году приказом министра обороны были введены новые правила воинского учета. Теперь работодатели обязаны завести на призывников и военнообязанных индивидуальную карточку воинского учета. Эксперты предполагают, что снижение активности работодателей в сентябре-октябре имело в основе своей не просто снижение спроса в условиях неопределенности, а еще и перестройку HR-процессов.

Предсказуемо сохраняется начавшийся еще до 2020-го и многократно выросший в ковид тренд на поиски удаленной работы.

Больше всех не хотят ходить в офис IT-специалисты. 53% не рассматривают вакансии без удаленки. Немногим отстают от них специалисты по рекламе и PR, здесь исключительно удаленной работы ищет каждый второй. На третьем месте администраторы. В офисе не согласны работать 24% соискателей.

При этом больше всех удаленной работой интересуются специалисты в возрастных группах от 18 до 30 (удаленно хочет работать 31% соискателей) и от 30 до 40 (27% соискателей), то есть представители самых востребованных на рынке труда возрастных групп.

Что касается самых востребованных на рынке профессий, то для расчета уровня дефицита специалистов HeadHunter определяет соотношение числа резюме к числу вакансий. Нормальный показатель пять-шесть резюме на одну вакансию. Индекс меньше единицы говорит о том, что специалистов категорически не хватает.

В ноябре в этом списке оказалось пять категорий:

специалисты по добыче сырья (всего 0,4 резюме на вакансию),
строители и рабочий персонал (по 0,7),
медики и банковские работники (по 0,8).

Индекс меньше четырех тоже говорит о нехватке специалистов. Он зафиксирован в таких сферах, как автомобильный бизнес, сфера продаж, госслужба, салоны красоты, фитнес-центры, сфера производства, ресторанно-гостиничное направление, топ-менеджмент, сфера безопасности, сфера развлечений и массмедиа, страхование, IT, маркетинг, а также в сфере закупок и образовании.

Самой невостребованной специальностью уже не первый год остаются юристы. Сейчас в Сибири на одну вакансию приходится семь резюме.

Еще один уникальный тренд, появившийся в 2022-м, — сокращение количества соискателей.

Антон Шахов, представитель рекрутинговой онлайн-платформы SuperJob: «Наш рынок труда за последние два десятилетия, казалось бы, уже пережил все, что только может случиться — от всемирных кризисов до ковида. Но то, что происходит сегодня, можно назвать уникальной ситуацией: мы видим не приток, как было в 2008 или 2014 годах, а, напротив, сокращение числа резюме».

Люди, у которых есть стабильная или хотя бы относительно стабильная работа, отказываются от планов смены места работы, а работодатели, наученные ковидом, не торопятся сокращать персонал. А впереди ещё очередное дно демографической ямы как следствие низкой рождаемости в 90-х.

Видим мы и изменение гендерного соотношения среди соискателей. Доля соискателей-женщин за девять месяцев среди курьеров и комплектовщиков выросла на 5–6%. На столько же изменилось гендерное соотношение среди специалистов по тестированию ПО и менеджеров по продажам. Среди специалистов отделов сбыта численный перевес, пусть и минимальный, сейчас на стороне женщин: соискательницы составляют 51% от общего числа разместивших резюме (в марте женщин было 45%).

Кроме того, вырос возраст соискателей-мужчин. Так, системные администраторы, инженеры КИПиА и механики «постарели» сразу на три года; охранники, фрезеровщики, энергетики, электромонтеры, плотники и операторы станков с ЧПУ — на два года. Важно понимать: количество возрастных соискателей не стало больше — процентное соотношение изменилось за счет уменьшения числа соискателей моложе 45 лет. Мужчины призывного возраста реже готовы менять работу по разным причинам. В первую очередь это наличие отсрочки от мобилизации и стабильная работа предприятия.

Но есть и отрасли, которые от мобилизации в плане персонала только выиграли. Например, военно-промышленный комплекс.

Юрий Михеев, директор департамента аналитики «Зарплаты.ру»: «Осенняя мобилизация усугубила дефицит синих воротничков: резко повысился спрос на сантехников, работников сферы ЖКХ, токарей, сварщиков. При этом предложение со стороны соискателей выросло только для сферы оборонно-промышленного комплекса».

В сентябре-октябре предприятия ОПК получили сотни откликов на вакансии, которые до этого не могли закрыть месяцами.

Значительное влияние на рынок труда оказывает тренд на импортозамещение. Благодаря ему мы ожидаем высокую потребность в специалистах со знанием восточных языков. А перезапуск западных компаний, выставленных на продажу, потребует привлечения большого количества инженеров и наладчиков оборудования. А перезапуск западных компаний, выставленных на продажу, потребует привлечения большого количества инженеров и наладчиков оборудования.

В 2022 году с российского рынка ушел ряд автомобильных брендов, из-за этого высвободилось множество специалистов в области продаж и страховых агентов, но спрос на них понемногу начинает восстанавливаться: на рынок выходят новые китайские бренды, автосалоны меняют вывески. Ожидаем, что в будущем году спрос на этих специалистов полностью восстановится.

Уход других международных брендов и прекращение инвестиций в продвижение спровоцировали кратное снижение спроса на специалистов в области рекламы и PR, но и в этой сфере спрос начал восстанавливаться в следствии импортозамещения, возвращения старых брендов под новыми именами и прихода новых компаний.

Сибирь Работает
Автор

Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
ВКонтакте   Одноклассники   Телеграм   Дзен

Рекламный баннер

Поделиться статьей

Еще по теме

  • 16+
  • Яндекс.Метрика
© 2005 - 2024 ООО «Братская студия телевидения»
СМИ Информационное агентство «Братская студия телевидения»
регистрационный номер ИА № ФС 77 - 84432 от 29.12.2022
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций