Рекламный баннер

Потребление алкоголя в России снизилось на 43 процента за 13 лет. Почему россияне стали меньше пить и как изменилась структура потребления

Потребление алкоголя в России снизилось на 43 процента за 13 лет. Почему россияне стали меньше пить и как изменилась структура потребления
РИА Новости Дмитрий Макеев
Рекламный баннер

Потребление алкоголя в России с 2008 по 2021 год снизилось почти на 43%, заявил глава минздрава Михаил Мурашко. Меняются и предпочтения в алкоголе - граждане РФ стали больше пить вина, чем водки. Сработали меры государства по сокращению потребления алкоголя. Да и молодежь все чаще стала отказываться как минимум от крепких спиртных напитков.

По словам Мурашко, если в 2008 году потребление алкоголя составляло 15,7 литра на душу населения в год, то в 2021 году - 9 литров. При этом снизились заболеваемость и смертность, ассоциированные с потреблением алкоголя. По данным Росстата, в прошлом году число смертей, связанных с алкоголем, снизилось на 6% - до 47,4 тысячи случаев. То есть фактически смертность от алкоголя вернулась на допандемийный уровень - в 2019 году от алкоголя умерли чуть больше 47,4 тысячи человек.

Впрочем, по словам Мурашко, алкоголь по-прежнему вносит наибольший вклад в смертность людей трудоспособного возраста. И это не только смерть от несчастных случаев или аварий, но и следствие заболеваний, вызванных употреблением спиртных напитков - сердечно-сосудистые, онкологические заболевания, болезни желудочно-кишечного тракта.

В Росалкогольрегулировании наблюдают также изменение структуры потребления алкогольной продукции, рассказали "РГ" в ведомстве. По данным службы, потребитель все чаще отдает предпочтение вину, ликеро-водочным изделиям, виски, слабоалкогольной и пивоваренной продукции. Впрочем, говорить об устойчивом тренде и массовом отказе от водки пока преждевременно.

В Росалкогольрегулировании отмечают и еще одну важную тенденцию - постепенный отказ потребителя от приобретения нелегального алкоголя. Фактически это означает отказ от покупки продукции, потенциально опасной для жизни и здоровья. Это подтверждается ростом легальных розничных продаж и снижением доли нелегальной продукции, производство и оборот которой выявляет служба совместно с правоохранительными органами.

Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин считает, что все это - прямое следствие мер государства, направленных на сокращение потребления спиртных напитков. Это, например, ограничение рекламы алкоголя, которое постепенно начали вводить с 2012 года. Сыграло свою роль и ограничение продаж алкоголя в ларьках (включая пиво, на которое приходится 80% продаваемой алкогольной продукции). За 13 лет продажи пива снизились с 1,1 млрд декалитров до 800 млн декалитров.

Свою лепту внесла борьба с винными напитками - по закону о виноградарстве и виноделии вином может считаться только продукция, изготавливаемая из отечественного винограда. А винные напитки по закону должны называться "не вином".

Кроме того, среди причин снижения потребления алкоголя Шапкин называет общее снижение интереса к водке у молодых людей, а также снижение численности населения. По данным эксперта, продажи водки за это время снизились с 120 млн декалитров до 80 млн декалитров. В то время как вина россияне стали пить больше на 15% - в прошлом году продажи оценивались в 96 млн декалитров.

Правда, с начала пандемии спрос на водку начал снова расти - по итогам прошлого года продажи выросли на 2%, по итогам первого полугодия - еще на 8,2%. Сначала потребители пытались снять стресс от коронавирусных ограничений. А теперь наложились санкции - вместо покинувших рынок виски, текилы или рома россияне стали пить отечественную водку.

Ещё больше интересного в нашем Telegram-канале

Российская Газета
Автор

Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
ВКонтакте   Одноклассники   Телеграм   Дзен

Рекламный баннер

Поделиться статьей

Еще по теме

  • 16+
  • Яндекс.Метрика
© 2005 - 2024 ООО «Братская студия телевидения»
СМИ Информационное агентство «Братская студия телевидения»
регистрационный номер ИА № ФС 77 - 84432 от 29.12.2022
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций