«Не играют, а проживают»: донецкий театр привёз в Братск тяжёлую историю о мести и прощении

Гулкий набат поэтических строк, современная подача и невероятно тяжёлая история. Артисты из Донецка показали братскому зрителю реальность 2014 года, когда мирная понятная жизнь омрачилась заревами сражений.

Фото: Братская студия телевидения

Сцена будто ощетинилась металлическими конструкциями. Старая мебель, испачканные зеркала – декорации с ноткой сюрреализма воссоздают реальность Донецка 2014-го, когда «город роз» погряз в пепле. Произведения, которые отразят весь спектр чувств и при этом не будут звучать со сцены поучительно, искали долго. Работы Анны Ревякиной, пишущей под обстрелами, подошли как нельзя лучше.

Максим ЖДАНОВИЧ, режиссёр драмы «Шахтёрская дочь»: «Это не трибуна, где мы учим и назидаем. Но мне кажется это важно – уметь не замкнуться в самом себе, выйти на что-то более высокое, сохранить в сердце своём и душе доброту и человечность. Там (в спектакле – прим. автора) строчка есть хорошая: „Иногда спичка забывает, что она – ветвь. Так и человек забывает, что он – человечество“».

Дончанке Марии было всего 22 года, когда в сражениях за родную землю погиб её отец-шахтёр. Героиня, утопая в ненависти, сама встаёт в ряды снайперов. Она мечтает родить дочь, тоненькую, как берёзка, или сына, которого назовёт в честь отца – Николашей. Но девичьим грёзам не суждено сбыться. В бою Мария погибает, переосмысливая при этом свой жизненный путь, – с этого постановка начинается и этим же заканчивается.

Валерия МАРИНКОВА, играет Марию в драме «Шахтёрская дочь»: «Она понимает, что она убила столько людей на этих эмоциях мести, что сама стала зверем, на которого даже жалко потратить пулю. Агрессия – это такая сила! И побороть её и понять, что всё-таки ты был в какой-то степени не до конца прав, очень сложно. Это был интересный момент».

Мария вспоминает мирное детство с родителями, начало страшных событий в Донецке, боль матери и собственное горе, которое привело молодую девушку на путь жестокости. Она вспоминает, как остервенело убивала. Помнит «своего последнего» – молодого и рыжего, который мог стать названным братом, другом или даже «чем-то большим».

На пути духовного воскрешения после зарева мести Марию сопровождают мистические герои – Светлый воин и Смерть. Они – и рассказчики, и неотъемлемые участники событий, и те, кто дают Маше прийти к Богу чистой, как в детстве.

Елена ГОРБАНЬ, играет Смерть в драме «Шахтёрская дочь»: «Это просто сущность бытия. Это неминуемо приходит и соприкасается вместе с войной, вместе с жизнью, вместе с болью. Здесь не страх, не агрессия, а просто принятие. Хорошо, когда есть Отец, какая-то сила, которая тебя направляет и помогает».

С драмой «Шахтёрская дочь» Донецкий молодёжный театр побывал более чем в 70 городах России. Реакция зрителей везде разная – от слёз и сочувствия до молчаливого непонимания, но равнодушным не остаётся никто. Ведь актёры не играют, а проживают знакомые эмоции, которые сопровождают их почти 11 лет. И это что-то задевает, меняет внутри тебя.

Соня, гостья спектакля «Шахтёрская дочь»: «Сама постановка очень крутая, мне понравился один из моментов, когда у девочки умер отец и она кричала. Для меня это был очень душераздирающий момент. Я пыталась не плакать, домой приеду и буду там рыдать в подушку!».

Евгения, гостья спектакля «Шахтёрская дочь»: «Подобрать слова непросто. Эмоционально, насыщенно, сложно, феерично. Ребята – молодцы! Вообще удивляет, что относительно молодой коллектив живёт сценой. Играют, как в последний раз! Очень круто и здорово!».

Это история о том, как война перемалывает судьбы и как трудно в этих условиях остаться человеком. Спектакль «Шахтёрская дочь» не просто рассказывает о боли – он заставляет задуматься о будущем, в котором нет места ненависти.

В свой юбилейный 55-й творческий сезон Донецкий республиканский театр впервые посетил Братск, Читу и Улан-Удэ, впереди – региональная столица. И для такой особенной встречи труппа подготовила два разных и в то же время схожих спектакля. «Левша» по мотивом одноимённой повести Николая Лескова рассказывает о непревзойдённых тульских мастерах, но, как и «Шахтёрская дочь», затрагивает темы предназначения каждого из нас, роли человека в жизни страны и, конечно, любви к Родине.

Владислав СЛУХАЕНКО, генеральный директор, художественный руководитель Донецкого республиканского академического молодёжного театра: «У ребят у всех в работе, и в целом у театра, многое ушло ненужного, наносного. Где-то мы что-то почувствовали все, что в жизни есть более главные моменты. Одна из главных сейчас задач нести доброе, светлое, вечное. Да, это такие шаблонные слова, но оно так и есть по своей сути».


Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
ВКонтакте   Одноклассники   Телеграм   Дзен

Поделиться статьей

Еще по теме

  • 16+
  • Яндекс.Метрика
© 2005 - 2025 ООО «Братская студия телевидения»
СМИ Информационное агентство «Братская студия телевидения»
регистрационный номер ИА № ФС 77 - 84432 от 29.12.2022
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций