Исследование ВЦИОМ показало, что за последние 17 лет в российском обществе стали чаще ругаться матом.
Россияне всё успешнее борются с вредными привычками вроде курения и алкоголя, но вот с чистотой речи дела обстоят хуже. По данным опроса, который провёл ВЦИОМ, за последние 17 лет ругаться матом в нашем обществе стали заметно чаще. Доля тех, кто матерится каждый день, выросла почти вдвое, и в итоге крепкое словцо так или иначе использует семь из десяти россиян.
За четверть века причины, по которым люди матерятся, почти не изменились. Чаще всего это просто «слово-паразит», которое слетает с языка без всякой цели – «к слову приходится», как говорят сами опрошенные.
На втором месте – эмоциональная разрядка. Для многих брань – это способ выплеснуть гнев, снять стресс и «отвести душу», а не оскорбить кого-то намеренно. Реже мат используют как социальный инструмент – чтобы показать, что ты «свой» в определённой компании.
Исследование подтверждает стереотип: у русского мата в основном мужское лицо. Почти каждый второй мужчина (46 %) и лишь каждая четвёртая женщина (24 %) используют брань ежедневно.
Но даже мужчины уступают молодёжи, для которой мат, похоже, стал полноценной частью языка. Две трети зумеров (родившихся после 2001 года) и больше половины младших миллениалов (1992–2000 г. р.) матерятся каждый день. Это почти в два раза чаще, чем в среднем по стране.
«В наше время такого не было», – скажут люди старшего поколения и будут правы. Ещё в 2008 году мат в молодёжной среде был куда большим табу. Что это – новый маркер искренности, попытка казаться взрослее или просто упадок языковой культуры? Сама молодёжь чаще других объясняет использование мата желанием выплеснуть эмоции и показать принадлежность к своей группе.
Вопреки стереотипам, матерятся по всей стране примерно одинаково – от мегаполисов до сёл. Единственное исключение – более консервативный Северный Кавказ. Жители Москвы и Санкт-Петербурга сквернословят не реже, чем в глубинке.
Социологи отмечают интересную деталь: чем крупнее город, тем чаще его жители видят в мате способ психологической разгрузки. Что логично: высокий темп жизни и постоянные факторы стресса в мегаполисах заставляют людей искать простые способы «выпустить пар» – пусть и не самые конструктивные.
Несмотря на то что многие сами не прочь ввернуть крепкое словцо в разговоре, в интернете мату не место – так считает большинство опрошенных (65 %). Россияне в основном поддерживают законопроект о маскировке нецензурной лексики в сети. Главные аргументы – забота о детях, нежелание видеть брань и представления об этикете в публичном пространстве.
Парадокс в том, что активнее всего за чистоту интернета ратуют пожилые люди – те, кто в силу своих медиапривычек реже всего с матом в сети и сталкивается. А вот главный «поставщик» такого контента – молодёжь – относится к ограничениям прохладнее всего.
Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
Комментарии