Россияне стали больше материться

Исследование ВЦИОМ показало, что за последние 17 лет в российском обществе стали чаще ругаться матом.

Россияне стали больше материться
Изображение сгенерировано нейросетью Шедеврум

Россияне всё успешнее борются с вредными привычками вроде курения и алкоголя, но вот с чистотой речи дела обстоят хуже. По данным опроса, который провёл ВЦИОМ, за последние 17 лет ругаться матом в нашем обществе стали заметно чаще. Доля тех, кто матерится каждый день, выросла почти вдвое, и в итоге крепкое словцо так или иначе использует семь из десяти россиян.

От разрядки до «своего парня»

За четверть века причины, по которым люди матерятся, почти не изменились. Чаще всего это просто «слово-паразит», которое слетает с языка без всякой цели – «к слову приходится», как говорят сами опрошенные.

На втором месте – эмоциональная разрядка. Для многих брань – это способ выплеснуть гнев, снять стресс и «отвести душу», а не оскорбить кого-то намеренно. Реже мат используют как социальный инструмент – чтобы показать, что ты «свой» в определённой компании.

У мата мужское лицо и молодой голос

Исследование подтверждает стереотип: у русского мата в основном мужское лицо. Почти каждый второй мужчина (46 %) и лишь каждая четвёртая женщина (24 %) используют брань ежедневно.

Но даже мужчины уступают молодёжи, для которой мат, похоже, стал полноценной частью языка. Две трети зумеров (родившихся после 2001 года) и больше половины младших миллениалов (1992–2000 г. р.) матерятся каждый день. Это почти в два раза чаще, чем в среднем по стране.

«В наше время такого не было», – скажут люди старшего поколения и будут правы. Ещё в 2008 году мат в молодёжной среде был куда большим табу. Что это – новый маркер искренности, попытка казаться взрослее или просто упадок языковой культуры? Сама молодёжь чаще других объясняет использование мата желанием выплеснуть эмоции и показать принадлежность к своей группе.

Столицы ругаются не меньше деревни

Вопреки стереотипам, матерятся по всей стране примерно одинаково – от мегаполисов до сёл. Единственное исключение – более консервативный Северный Кавказ. Жители Москвы и Санкт-Петербурга сквернословят не реже, чем в глубинке.

Социологи отмечают интересную деталь: чем крупнее город, тем чаще его жители видят в мате способ психологической разгрузки. Что логично: высокий темп жизни и постоянные факторы стресса в мегаполисах заставляют людей искать простые способы «выпустить пар» – пусть и не самые конструктивные.

А что в интернете?

Несмотря на то что многие сами не прочь ввернуть крепкое словцо в разговоре, в интернете мату не место – так считает большинство опрошенных (65 %). Россияне в основном поддерживают законопроект о маскировке нецензурной лексики в сети. Главные аргументы – забота о детях, нежелание видеть брань и представления об этикете в публичном пространстве.

Парадокс в том, что активнее всего за чистоту интернета ратуют пожилые люди – те, кто в силу своих медиапривычек реже всего с матом в сети и сталкивается. А вот главный «поставщик» такого контента – молодёжь – относится к ограничениям прохладнее всего.


Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
ВКонтакте   Одноклассники   Телеграм   Дзен

Поделиться статьей

Еще по теме

  • 16+
  • Яндекс.Метрика
© 2005 - 2025 ООО «Братская студия телевидения»
СМИ Информационное агентство «Братская студия телевидения»
регистрационный номер ИА № ФС 77 - 84432 от 29.12.2022
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций