Их голосами звучат богослужения в храмах Братска. Они украшают песнопениями службы по самым важным поводам. Мы с ними пообщались накануне Рождества. В специальном репортаже БСТ24 «Во имя поём» рассказываем о клиросе храма Успения Божией матери и клирике Собора Рождества Христова Артемие Пономарёве.
Денис МЕДОВЩИКОВ, корреспондент БСТ: «История появления клиросов – церковных хоров уходит своими корнями в первые века существования христианской церкви. Изначально на службах пели все: и молящиеся, и священнослужители. Но со временем певчие отделились, и так появились первые хоры. Место, на котором они располагаются во время богослужения, называется клирос. В переводе с греческого – часть земли. Поющие в клиросе именуются клирошане. И, если говорить об исторических личностях, в судьбе которых так или иначе присутствовала духовная музыка, то это и Михаил Ломоносов, и Пётр I, и Иван Грозный, и Фёдор Шаляпин, и Александр Суворов, и многие другие. Братчане, о которых мы расскажем, быть может, не столь известны, но не менее талантливы. Давайте вместе в этом убедимся».
Сколько за восемь лет существования клироса в успенском храме было репетиций и выступлений, дружный детский клирос не ответит. Но это для них и не важно. История, которая в начале казалась вызовом и проверкой на прочность, переросла в нечто большее – повод для ранних подъёмов, бессонных ночей и преодоление себя.
Марина РАТУШНЮК, регент клироса храма в честь Успения Божией Матери: «Все дети желающие приходили ко мне, я занималась с ними. И вот создался костяк детского клироса, который поёт на службах и выступает везде, везде».
Костяк – это 15 детей разных возрастов. Самый юный клирошанин Ярослав, ещё будучи в двухмесячном возрасте, стал посещать репетиции. Со стороны кажется, что песнопения даются им легко. Но простота обманчива, поясняет регент клироса Марина Ратушнюк. За ней – распевки, скороговорки, спевки, дисциплина, работа над дыхательной техникой.
Марина РАТУШНЮК, регент клироса храма в честь Успения Божией Матери: «На самом деле это очень сложно. Это и взрослому сложно петь. В это время нельзя, например, двигаться, смотреть в другую строну. Смотреть можно только на регента. Ребята научились меня понимать с полуслова, с полувзгляда. Это на самом деле сложно. Этому мы до сих пор учимся».
Цепное дыхание, тропарь, стихира – это лишь часть специфических терминов клиросного языка. После общения с теми, для кого они понятны, поражаешься способностям памяти певчих. Объём информации колоссальный и ключевое – тексты песнопений на церковнославянском языке.
Никита БУТУХАНОВ, поёт в клиросе: «Надо запоминать песни хорошие. Надо ещё знать, в каких тональностях, в каком ритме надо петь. Без музыкального образования, даже мельчайшего, здесь будет трудновато петь».
Или вот ещё: во время исполнения часть голосящих отвечает за перебивки. Это когда кто-то поёт, чуть запаздывая. Усталости от того, что из года в год нужно петь одно и то же, нет, признаются таланты. Они ждут православных праздников. Рождество, во время которого общаемся с ними, – особенный повод, ведь петь приходится ночью.
Вероника РАТУШНЮК, поёт в клиросе: «Мы сначала ночью будем стоять на ночной службе, молиться будем, петь. Потому пойдём колядовать. Это тяжело, потому что стоишь, хочется спать. И ещё такая атмосфера. Это всё давит и кажется, что заснёшь на месте».
Арина НЕСТЕРЕНКО, поёт в клиросе: «Тут какая-то особенная атмосфера. Ты приходишь, все счастливы, улыбаются, дружелюбные. Все поют. Я радуюсь каждой репетиции. Вот буквально недавно я болела, но всё равно на репетицию пришла».
Вероника РАТУШНЮК, поёт в клиросе: «Когда поёшь в храме, ты понимаешь, что ты нужен. Твои песни нужны этому храму».
Знакомьтесь, диакон Артемий Пономарёв. Его глубокий голос слышали без исключения все прихожане Братска. Он, пусть и неофициально, главный певчий города. Дело и в безусловном таланте, и в дефиците кадров, который затронул РПЦ.
Артемий ПОНОМАРЁВ, диакон, клирик Собора Рождества Христова: «У нас сейчас в Братской епархии всего четыре диакона. В Братске три, один – в Усть-Куте. И то они не служат в соборе. Служу в основном я. Архиерея сопровождаю только я. Соответственно поэтому чаще остальных меня слышите. Моя обязанность – сопровождать архиерея на всех богослужениях торжественных, не торжественных, на всех приёмах».
Артемий не имеет музыкального образования, но искусство ритма, выстроенных звуков и гармонии в его жизни присутствовало всегда. С детства, по словам диакона, он подпевал, повторял, подражал. Репертуар был самым разнообразным.
Артемий ПОНОМАРЁВ, диакон, клирик Собора Рождества Христова: «Можно сказать, что от русской классики, вообще классической музыки, которая не чужда любому человеку, который имеет вкус музыкальный. Конечно, русский рок, какие-то эстрадные исполнители, духовные канты, народные песни».
А потом, юношей, он попал в храм, где стал помогать во время богослужений. Там же были первые духовно-певческие шаги в клиросе и учёба у старших наставников. От них Артемий узнал не только о теории, но и о практике, которая помогает звучать.
Пробежаться по октавам распевкой, помассировать губы, прочитать скороговорки. Мелочей в подготовке к очередному звучанию под куполом храма нет. Собранность максимальная, ведь для прихожан именно ты – голос проводника в мир Божий.
Артемий ПОНОМАРЁВ, диакон, клирик Собора Рождества Христова: «Если я в молодости, юности имел возможность не сильно чётко выражать звуки, слова, это можно было простить. Меня никто не слушал. Когда ты на публику невнятно говоришь или ты имеешь дефекты речи, слова-паразиты, всегда это негативно сказывается на качестве».
Константин (МАНУЙЛОВ), епископ Братский и Усть-Илимский: «Богослужение проявляется в своей красоте, в своей полноте именно через клирос. Клирос – особенное место. Некоторые отцы называют его апостольским. Потому что благодаря тому, как там произносятся молитвы, как там происходит пение, зависит, будут ли молиться в храме люди или нет».
Городские храмы, по словам епископа Братского и Усть-Илимского Константина, достойными голосами не обделены. Но всё же хотелось бы большего количества певчих. Работа в этом направлении идёт. Так, клирик Артемий Пономарёв занимается вокалом с участниками волонтёрского движения «Доброхоты», которое существует при Соборе Рождества. Подростки под его руководством поют колядки, тропари.
Константин (МАНУЙЛОВ), епископ Братский и Усть-Илимский: «Я, когда пришёл на кафедру братскую, поручил отцу Андрею Чеснокову организовать мужской хор. Он на архиерейских богослужениях очень хорошо, красиво, благолепно, торжественно поёт. Он как-то попытался, но может активности не хватило, может ещё чего-то. Но пока он не организовывается».
В ближайшем будущем епархия планирует провести отбор желающих научиться духовному пению. Сейчас составляется план занятий, определяется их периодичность. Поющие не один год возможному пополнению рядов вокалистов рады. Потому что даже они, выбравшие путь бескорыстной службы, порой хотят…
Артемий ПОНОМАРЁВ, диакон, клирик Собора Рождества Христова: «Помолчать – это тоже есть некая молитва. Можно сердцем молиться, можно мыслями в первую очередь. Помолчать много хочется».
Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
Комментарии