Однако эксперты не видят в этом целесообразности.
Помощник президента Владимир Мединский 24 сентября заявил, что учиться 11 лет в школе – непозволительная роскошь, а среднее и высшее образование вскоре будет «спрессовано по времени», сообщает ИА «БСТ» со ссылкой на РБК. Идея реформы школьного образования вызвала бурные обсуждения экспертов.
Марина Воронова, член комиссии по образованию Общественной палаты Московской области и почётный профессор Восточно-Сибирской академии образования, подчеркнула, что школа не только обучает, но и играет ключевую роль в социализации детей.
«Вопрос о продолжительности обучения не сводится к получению знаний, он касается психофизиологического развития ребёнка и человека. Необходимо изучить серьёзные исследования, которые показывают, как изменение среднего возраста взросления человека влияет на развитие личности. Если сегодня взросление задерживается, и молодым считается человек до 35 лет, то сокращение школьного периода становится сомнительным решением», – подчеркнула профессор.
Она считает, что прежде чем сокращать школьный период, необходимо удостовериться в готовности других уровней образования принимать младших учеников и наличии специалистов для их профессиональной ориентации и социализации. Воронова отметила, что педагогика – консервативная область, тесно связанная с психофизиологией.
Анастасия Белолуцкая, кандидат психологических наук и заведующая лабораторией МГПУ, поддерживает эту точку зрения. Она охарактеризовала реформу, предложенную Мединским, как сложную проблему, выходящую за рамки простого вопроса о том, в каком возрасте начинать работать.
«В цитате [Мединского] всё так звучит, как будто сокращение образовательного цикла – это общая тенденция: что-то мы долго учим, как будто в XIX веке. Однако в XIX веке школьное обучение имело разную продолжительность. И дворянскую элиту, цвет общества, в школах гимназического типа учили долго. А в школах попроще как раз семь–восемь лет. Это признак социального расслоения, с которым боролась советская власть. Именно в СССР установили общую продолжительность обучения, которая неуклонно возрастала: сначала 9, потом 10, потом 11, приближаясь, по мере того как страна восстанавливалась после войны, к гимназическому типу», – напомнила учёная.
Белолуцкая отметила, что в странах с развитой экономикой нет намерений сокращать продолжительность школьного обучения. Краткий образовательный цикл, по её словам, характерен для стран с низким уровнем жизни.
Она подчеркнула, что семьи должны иметь возможность выбора, так как дети разные. Система, позволяющая уйти после девятого класса в колледж, а затем вернуться в университет, – положительная.
Председатель РОО «Единая независимая ассоциация педагогов» Екатерина Морозова также против сокращения школьного обучения, считая важным объяснять детям, что не все должны продолжать учёбу в 10–11 классах.
«Поэтому, например, если действительно человек, который чувствует в себе силы, мотивацию, ему нужно идти в 10–11 классы. Может быть, это будет просто десятый класс, как бы два за год, сейчас многие дети заканчивают 10 классов, а не 11, сдают ЕГЭ в десятом классе и поступают в вузы», – подчеркнула эксперт.
Она отметила, что в России активно развивается система среднего профессионального образования, и после девятого класса «не стоит бояться переходить в колледжи».
«Вся страна прекрасно знает, что нам не хватает обычных плотников, сантехников, электриков и т. д. Они однозначно нужны, не нужно бояться того, что ваш сын или дочь пойдёт в колледж получать профессию, а не просиживать штаны и вытягивать ЕГЭ. Потом мама будет с папой вытягивать эти платные факультеты в институтах, и в итоге человек не может найти себе призвание и работу», – указала Морозова.
Она согласилась с Мединским в том, что в современном мире недостаточно иметь только одно образование для конкурентоспособности. По её словам, технологии в разных областях развиваются быстро, и многие люди с дипломами, полученными десятки лет назад, становятся неконкурентоспособными.
«И поэтому, действительно, Мединский прав, что человек не должен останавливаться на получении одного высшего образования», – подчеркнула эксперт.
Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
Комментарии