Маркетплейсы просят разрешить онлайн-продажи алкоголя

Торгово-промышленная палата предложила ввести систему подтверждения возраста на портале «Госуслуги» при приобретении алкоголя в онлайн-формате.

Маркетплейсы просят разрешить онлайн-продажи алкоголя
фото: freepik / freepik.com

Депутаты готовят законопроект о разрешении онлайн-торговли алкоголем на маркетплейсах для внесения в Госдуму этой осенью. Инициатива была обновлена после обсуждения, поскольку сейчас такая торговля запрещена. Предложение о легализации внёс в июне 2023 года сенатор Андрей Клишас, сообщает ИА «БСТ» со ссылкой на «Ведомости».

Законопроект предполагает изменения в закон «О государственном регулировании алкогольной продукции». Государственно-правовое управление запросило мнение у отраслевых министерств, которые в целом поддерживают инициативу, но с замечаниями по маркировке и блокировке сайтов-нарушителей. Минфин поддержал проект при условии достаточного контроля за торговлей, также предложив исключить маркетплейсы из ответственности за нарушения, полагая, что ответственным должен быть продавец. Однако ФАС с этим не согласна и настаивает на ответственности всех участников продажи и доставки алкоголя онлайн.

За и против

Маркетплейсы поддерживают предложение о разрешении интернет-торговли алкоголем и согласны с позицией Минфина об освобождении их от ответственности за нарушения. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов, участвовавший в разработке соответствующего законопроекта, заявил, что они готовы начать продажи.

Около 80 % россиян не осведомлены о запрете на онлайн-торговлю алкоголем и не понимают, почему обычные товары недоступны в интернете. Половина опрошенных, знающих о запрете, считают его неэффективным, как показывают данные ВЦИОМ и РОМИР.

Развитие «серого» рынка алкоголя наносит ущерб госбюджету – недополученные налоговые доходы в 2022 году оцениваются в более чем 20 млрд рублей. Легализация онлайн-торговли может принести выгоду добросовестным предпринимателям, ущерб от теневого рынка которых может достигнуть 130 млрд рублей за несколько лет, по оценке НИФИ Минфина. Однако эксперты предупреждают о рисках, связанных с реализацией опасной продукции через интернет, указав на примеры отравлений. Противники легализации, включая МВД и Минздрав, выражают опасения по поводу роста преступности и влияния на потребление алкоголя в стране.

Методы защиты

Возраст покупателя алкоголя – важный аспект онлайн-торговли спиртным. Чтобы избежать продаж несовершеннолетним, Торгово-промышленная палата (ТПП) предложила ввести систему подтверждения на портале «Госуслуги». При оформлении заказа пользователи должны будут идентифицироваться на госпортале и получать свой заказ, предъявив QR-код. Эта система также позволит блокировать продажу алкоголя в ночное время.

«Продажи в интернете даже более прозрачные и безрисковые, нежели в традиционной рознице, потому что здесь всегда остаётся цифровой след. Технологии позволяют сделать форму авторизации на сайте через „Госуслуги“, например, для того, чтобы подтвердить возраст покупателя. Кроме того, курьер уже при встрече с клиентом может запросить у него дополнительный код – двухфакторная авторизация», – сказал глава Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов.

Защита от недобросовестных продавцов вызывает больше вопросов. В интернете легко встретить контрафакт. Власти намерены создать отдельный реестр сайтов, разрешающих продажу алкоголя. Чтобы попасть в этот список, потребуется уплатить госпошлину. Однако легализация рынка не решает проблему полностью.

«Когда продажа алкоголя физическому лицу совершается через интернет, то у контролирующего органа нет возможности осуществить даже случайную проверку той бутылки, которая будет ему доставлена. Поэтому организация, осуществляющая онлайн-торговлю, должна иметь разрешение в виде лицензии», – сказал гендиректор компании Alcohol Service Technologies («Алкоголь Сервис Технолоджис») Леонид Рафаилов.

ИА «БСТ»
Автор

Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
ВКонтакте   Одноклассники   Телеграм   Дзен

Поделиться статьей

Еще по теме

  • 16+
  • Яндекс.Метрика
© 2005 - 2024 ООО «Братская студия телевидения»
СМИ Информационное агентство «Братская студия телевидения»
регистрационный номер ИА № ФС 77 - 84432 от 29.12.2022
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Главный редактор ИА "БСТ" Зимина Евгения Витальевна