Как говорить убедительно. Техники ораторского искусства от гуру общения

Говорить красиво и лаконично – сложно? На самом деле каждый человек может прокачать свои ораторские навыки. Это полезно и для более уверенной подачи аргументов в спорах, и в быту, когда нужно правильно донести свою мысль, и в любом публичном выступлении. Мы расскажем, как этому научиться.

Как говорить убедительно. Техники ораторского искусства от гуру общения
Фото: страница Рафаэля Нечаева в социальной сети «ВКонтакте»

Зачем нужна риторика

Ораторское искусство — искусство публичного выступления с целью убеждения. Это гармоничное сочетание риторики, приёмов актёрского мастерства и техник манипуляции. 

Люди изучают это, чтобы излагать свои мысли перед оппонентами более чётко и структурировано. Это полезный навык и для любителей подискутировать, ведь для защиты своих точек зрения важно не только то, что ты говоришь, но и как ты это делаешь.

Убедительность и красочность – обязательные признаки речи. А выражение эмоций и эффектные приёмы подачи материала оживляют речь, обеспечивают поддержание внимания аудитории, усиливают воздействующее влияние слова. Совокупность всех этих качеств делают речь эффективной.

Умение влиять на людей издавна воспринимается как одна из самых полезных и почётных способностей. Главным инструментом качественной речи является риторика – наука об ораторском искусстве.  Это то, благодаря чему учителя могут обучать своих учеников, политики – продвигать свои идеи в общество, адвокаты – убеждать людей в истине. И это только несколько примеров того, что обучаться ораторскому искусству можно и нужно. 

Большое значение риторика имеет в различных областях повседневной жизни, так как знание законов и приёмов построения монолога является надежным инструментом в борьбе с языковой агрессией, демагогией, манипулированием и позволяет эффективно защищаться от них.

Аристотель – один из отцов риторики. Фото: spacegid.com

Не бойтесь пробовать

Пример успешного оратора – братчанин Рафаэль Нечаев. Организатор и ведущий общественных мероприятий, ведущий программы «Лёгкие деньги» на БСТ24 рассказал, с чего начинался его путь.

– Мы все ведь выступали, так или иначе, в школе с докладами, рефератами. Я ещё учился в музыкальной школе. И вот однажды занял второе место на конкурсе «Жемчужина Братска», в котором я играл вообще на ксилофоне. Казалось бы, что такого? Но Фред Павлович Юсфин (почётный гражданин Братска – прим. ред.) почему-то меня заметил и говорит: «Ты, парень, будешь вести устный журнал „Глобус“». Я тогда знать не знал, что это такое, а это – известный проект Фреда Павловича. И первое такое мероприятие моё, публичное, настоящее, оно сразу же состоялось на зал в 700 человек. Там были какие-то очень взрослые дяди и тёти. Это было жутко страшно, невероятно просто, стрессово. Я, как мне показалось, всё там провалил, сделал ужасно. Помню, как сейчас: иду домой в слезах, у меня все плывёт перед глазами, говорю, что я больше никогда в жизни не буду ничего проводить. Зарёкся, и получилось в итоге наоборот. Сейчас это чуть ли не основная моя деятельность.

Быть активным и пробовать себя в новом – вот половина успеха. Если не делать ничего, то ничего и не получится. 

Фото: страница Рафаэля Нечаева в социальной сети «ВКонтакте»

Основные компоненты успешной речи

Чтобы речь была доказательной, нужно помнить, что риторика – убеждающий жанр. Это значит, что отбирать и уточнять материал для выступлений нужно очень хорошо, ориентируясь на конкретную аудиторию, перед которой вы предстанете. Например, о состоянии сосновых лесов в Сибири будет гораздо интереснее слушать экологам, чем бухгалтерам.

Чтобы слушателям было проще осмыслить масштаб обсуждаемой проблемы, необходимо описать обстоятельства, её породившие. А чтобы последовательно доказывать свою точку зрения лаконичными и логичными аргументами, было бы очень хорошо заранее сформулировать спорные моменты и, что важнее, тезис. То есть то, что вы вообще хотите доказать.  Важно помнить, что тезис не может изменяться в процессе диспута или противоречить самому себе.

Приятнее же слушать человека, когда он владеет искусством слова, согласитесь! Помимо новых знаний вы получаете и эстетическое удовольствие от того, что слушаете хорошего оратора.   

Учитесь излагать свои мысли чётко. Чёткость обеспечивается как минимум логикой повествования, знанием предмета обсуждения, умением подбирать правильные слова в правильное время. 

Высочайший уровень владения словом настигнет вас тогда, когда вы овладеете понятийной точностью.  Это уровень владения словом, когда говорящий умеет подбирать наиболее подходящее слово среди множества синонимов. 

Например, вам нужно рассказать, как вы, озлобленный, собираетесь попасть в комнату и кого-то поругать. Как вы это опишите? Если вы подумали «Я ворвусь в комнату» – вы правы. Это звучит гораздо эмоциональнее, чем «Я зайду в комнату».

Политик Владимир Вольфович Жириновский был талантливым оратором. Фото: Пресс-служба Государственной Думы РФ

Краткость – сестра таланта!

Ещё одно достоинство, которым можете улучшить свои монологи – лаконичность. 
Речевая избыточность не всегда играет на руку в устном общении: человек может попросту утомиться во время того, как вы три часа описываете то, что можно рассказать в двух предложениях. Оставьте такой стиль изложения для книжек!

Ваши слова гораздо лучше запомнят, если в конце микро-темы ваших слов вы будете добавлять микро-вывод с основными тезисами того, о чём говорили. Это упростит и понимание.

Слова, засоряющие речь, тоже не добавят вам харизмы, поэтому советуем от них, по возможности, отказаться. Иногда они могут проскакивать невольно, сами по себе: от волнения, неумения мыслить публично или из-за скудного словарного запаса. 

А вот богатый словарный запас сыграет вам только на руку! Читайте, изучайте синонимы и антонимы слов, чтобы в речи не было слишком много повторов. Также могут помочь средства выразительности – метафоры, эпитеты, аллегории. Однако перебарщивать с ними тоже не стоит: это усложнит понимание. Во время публичных выступлений обычно хорошо звучат устойчивые выражения, так как они всем знакомы и легко «расшифровываются».

Психология оратора, или как побороть страх перед публикой

Чтобы побороть страх перед публикой, Рафаэль Нечаев советует репетировать:

– Перед каждым выступлением нужно готовиться. Очень часто люди пренебрегают этим, вследствие чего страдает качество. Под подготовкой я подразумеваю не просто написание текста для выступления. Важно репетировать то, что вы собираетесь сказать. Когда человек выходит, он ощущает то, что он не готов или готов не так, как мог бы. Что выражается в итоге в том, что у него или голос дрожит, или коленки трясутся. Он чувствует, в принципе, свою неуверенность, которая тут считывается на его лице. Теряются какие-то целые блоки вообще выступления, текста, путаются мысли, зажёвываются окончания. Чтобы этого не было, нужно просто готовиться.  В идеале – прогон в том же месте, где будут проходить ваши выступления, ещё и с тем реквизитом, с той техникой. В общем, в условиях, максимально приближенными к тем, которые будут ожидать оратора. Если это нехитрое правило соблюсти, невероятным образом просто подскакивает качество выступления, снижается уровень стресса, а это, как правило, один из первых запросов людей, когда они начинают по-настоящему заниматься своим навыком публичной речи.

Как адреналин мешает нам выступать

Второе важное правило связано с тем, как справиться со страхом публичных выступлений. Рафаэль Нечаев раскрыл секрет – адреналин можно обуздать! 

– Страх публичных выступлений вообще-то находится в топе человеческих страхов. После страха смерти, как правило, занимает вторую строчку. Представляете, были исследования. И, казалось бы, почему это происходит? Ведь очевидно, в случае даже неудачи какой-то жёсткой, нам ничего не грозит, ничего такого страшного не произойдёт. Однако, тем не менее, реакция вполне себе сравнима с тем, что человек переживает действительно какой-то мощный стресс. Вплоть до того, что его бьёт тремор, дрожит голос, потоотделение лишнее, путаются мысли. Что мы можем сделать? И из-за чего это происходит? Оказывается, в нашем организме активным образом в это время вырабатывается адреналин. И именно из-за него и происходят вот эти все неприятные явления, о которых мы говорим. Тремор в руках, в мышцах, в голосе. Это попытка тела скинуть лишний уровень адреналина. Сделать это можно только через подключение каких-то мышц, потому что функции адреналина заключаются в том, чтобы либо напасть на источник опасности, либо убежать от него. Мы же во время выступлений ничего из этого не делаем, только фиксируемся на месте, максимум, что у нас двигается – челюсть. Поэтому начинают трястись руки, кажется, что тело нас предаёт, но на самом деле это его попытка вытащить нас из этого состояния.  Потому что, когда адреналин свободно циркулирует в крови вхолостую и не применяется для той функции, ради которой выработался, он превращается в действующий яд. Что же нам делать, чтобы все эти лишние проявления как-то сгладить? Просто сжечь лишний адреналин до нашего выступления. Лучшим образом этому поможет какая-то простая физическая нагрузка. Если мы сделаем несколько глубоких приседаний, 20–30, это заметным образом снизит количество лишнего адреналина. Не уйдет полностью стресс и страх, но лишний тремор и прочие проявления, которые нам мешают, заметно сгладятся.

Всё это, конечно, может помочь вам почувствовать себя увереннее, но если внутри вас живёт неуверенный в себе человек, то это надо искоренять. Займитесь йогой, медитациями. И постарайтесь чаще выступать перед публикой. Ведь лучшие результаты достигаются исключительно практикой.

 Британский монарх Георг VI страдал от заикания, но преодолел страх выступлений перед нацией. Фото: кадр из к/ф «Король говорит»

Язык тела и мимика – невербальные символы

Что помогает спикерам выглядеть так привлекательно в глазах слушающих? Как язык тела выдаёт ваш страх? 

Во время длительных выступлений очень тяжело устоять на одном месте, поэтому спикер перемещается по площадке. Если спикер переминается с ноги на ногу, может сложиться впечатление, что говорящий неуверенный человек и не может «найти себе места».  Пару раз вполне достаточно пройтись по сцене, не теряя зрительного контакта со слушателями. Темп ходьбы, в идеале, должен гармонировать с темпом речи.

Не менее важна жестикуляция спикера. Среди «ходовых» – рука, показывающая в сторону экрана, кивки головой. Не стоит скрещивать руки, так как это всем известные «закрытые» позы. 

Нельзя забывать о различной интерпретации жестов между людьми разных стран. То, что для нас «ок», для французов – «ничего», а для жителей Бразилии – нечто оскорбительное. Ещё один хороший совет: не используйте одни и те же жесты слишком часто. Это как минимум утомляет. Во всём нужна мера.

А что касается мимики – собеседники должны видеть, что вы искренне заинтересованы в общении с ними и в теме. Лучше всего с этим справляется самая обыкновенная улыбка. Не зря говорят: «Улыбайтесь, и мир улыбнётся вам!».

Чтобы создать такое впечатление, можно использовать улыбку. На презентации она поможет добиться расположения публики. Но чтобы это произошло, улыбка должна быть максимально искренней. Иначе эффект может быть обратным.

Однако если перед выступлением человек не сможет расслабиться, то все невербальные знаки превращаются в неловкие движения, которые выдают нервозность. И никакая улыбка не поможет.

Фото: страница Рафаэля Нечаева в социальной сети «ВКонтакте»

Если вы непрофессиональный спикер, но хотите быть приятным собеседником, навыки ораторского мастерства будут для вас не менее полезны. Практика, практика и ещё раз – практика. Учитесь, развивайтесь и ничего не бойтесь – у вас всё получится!


ПУБЛИКАЦИИ, В КОТОРЫХ ТАКЖЕ УПОМИНАЕТСЯ

Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
ВКонтакте   Одноклассники   Телеграм   Дзен

Поделиться статьей

Еще по теме

  • 16+
  • Яндекс.Метрика
© 2005 - 2024 ООО «Братская студия телевидения»
СМИ Информационное агентство «Братская студия телевидения»
регистрационный номер ИА № ФС 77 - 84432 от 29.12.2022
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Главный редактор ИА "БСТ" Зимина Евгения Витальевна