Почему нельзя стричь бороду, зачем садиться на сценарий, и почему репутация российских документалок напрочь испорчена, рассказал режиссёр документального кино Василий Буйлов «Городу Прима».
Этот фактор редко удаётся избежать. И дело не только в недовольстве режиссёра игрой актёров.
Если съёмочная площадка большая, и на ней множество людей, режиссёру часто приходится громко давать команды, чтобы его услышали. Для этого могут использоваться мегафоны или рации. Также, если ситуация выходит из-под контроля, режиссёр может повышать голос, как это иногда бывает и в обычной жизни.
Процесс создания фильмов не универсален. В авторском кино, где режиссёр и сценарист – одна и та же персона, идеи могут возникать из неожиданных источников: места, природные состояния или случайные люди. Сценарист может иметь задачу написать драму, комедию или семейный фильм, но работа над фильмом всегда включает накопительный процесс, ведущий к сценарию. Наблюдение, анализ, оценка материалов, построение сюжета, проработка персонажей и редактирование – обязательные этапы.
Если прогноз погоды предсказывает изменения, у съёмочной группы обычно есть запасной план. При облачности устанавливается искусственный свет, имитирующий солнце. Если начинается дождь, его нужно перетерпеть. В непогоду можно снимать в помещении или перенести обед на более раннее время. Съёмочный процесс требует постоянной адаптации, и погода – не самый непредсказуемый фактор на площадке.
Участие в фестивалях даёт, в первую очередь, узнавание в профессиональной среде. Также важны деловые и творческие связи, обмен опытом, обратная связь от критиков.
Сначала стоит уточнить терминологию. В кино выделяют три основных жанра:
1. Неигровое кино – это документальное кино, где реальные люди живут своей жизнью и рассказывают о ней.
2. Игровое кино – в нём актёры исполняют роли по заранее написанному сценарию.
3. Анимационное кино – мультфильмы, где весь мир полностью создан на экране, не имея реальных прототипов.
Эти жанры могут смешиваться, создавая гибридные формы. Например, игровое кино может включать элементы анимации или неигрового кино. При этом любое кино – как игровое, так и неигровое (документальное), или анимационное – может быть «художественным» по качеству.
«Термин „художественное“ абсолютно неуместен, его нужно избегать. И ещё – режиссёры документального кино очень обижаются, кстати, когда их фильмы называют „документалками“. Лучше просто „док“», – уточняет Василий Буйлов.
Создание анимационного кино – самый сложный, дорогостоящий и длительный процесс в кинематографе. Аниматоры контролируют весь мир на экране и могут реализовать любые фантазии, но это требует времени и ресурсов. Если вы готовы потратить годы на проект, многое в ваших руках.
Игровое кино также нелегко с производственной точки зрения – требуется хорошая история, сценарий, актёры, команда, техника и время. Но с правильными друзьями и единомышленниками задача становится более выполнимой.
Неигровое, или документальное кино, может быть более доступным. При наличии интересного героя и использования метода наблюдения, иногда достаточно минимального оборудования и одного оператора. Однако сложные съёмки, например, на дне Байкала, могут потребовать значительных затрат.
Как и в любой профессии, для успеха важно учиться и набирать опыт. В кино обучение в профессиональной школе полезно, чтобы понять, как делать фильмы, но не менее важна и жизненная школа, ведь никто не научит вас, о чём говорить со зрителем. Мастерам кинорежиссуры можно научиться и без киношколы, как, например, Тарантино, который погружался в искусство через фильмы и работу в прокате. Для режиссёра жизненный опыт – основа профессии.
Критика полезна как обратная связь, но кинокритика и простая критика – разные вещи. Если кто-то указывает на недостатки, например, говорит, что врач в вашем фильме выглядит неестественно, это конструктивная критика. А если критикуют ваш фильм, говоря, что он плохой, это просто мнение, которое менее полезно.
Кинокритика же представляет собой глубокий анализ работы съёмочной группы, сравнение с другими фильмами. Она является важной и полезной обратной связью.
Киношники предпочитают использовать слово «крайний» вместо «последний», веря, что это не одно и то же. Если вы будете говорить «последний фильм» или «последняя смена», это может означать, что у вас не будет больше проектов.
Существуют также некоторые суеверия: не стричь бороду во время съёмок, чтобы фильм удался; не класть сценарий на мягкие поверхности; если сценарий упал, сначала нужно на него сесть, а потом поднимать.
Удача в кино действительно играет огромную роль, и именно из-за этого возникают такие суеверия, ведь удачу трудно контролировать и предсказывать.
В России люди смотрят меньше документального кино, потому что его репутация испорчена нашим некачественным телевидением, производящим множество посредственных «документалок». Если бы по телевизору показали настоящее документальное кино, многие были бы удивлены его художественным уровнем, который может превосходить игровое.
«Документальное кино производит на человека гораздо большее впечатление, чем игровое. Мои впечатления от некоторых док фильмов остаются для меня самыми сильными впечатлениями от кино», – заключил режиссёр.
Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
Комментарии