Мистика какая-то: сибирские артефакты, которые приводят человека в трепет

Сибирь полна загадок и тайн. Считается, что именно этот суровый регион стал первым местом стоянки древних людей–будущих европейцев. Другие исследования показывают, что, кроме кроманьонцев, Сибирь пытались «приручить» неандертальцы. В любом случае историческое значение северного края для русской и европейской цивилизации трудно переоценить. Не зря существенная часть всех антропологических находок была обнаружена именно здесь. И дело тут не только в холодном климате, сохраняющем артефакты древних цивилизаций, но в естественной ценности природы Сибири, о которой, судя по всему, догадывались наши предки.

Мистика какая-то: сибирские артефакты, которые приводят человека в трепет
фото: П. Трофимова / vtourisme.com
  1. Турочакские писаницы

В 1975 году вблизи села Турочак, на скалах у левого берега реки Бии, были обнаружены уникальные наскальные рисунки.

Эти рисунки представляют собой более двадцати изображений «шагающих» лосей, выполненных при помощи красной охры – материала, нетипичного для алтайских петроглифов. Стилистический анализ показал, что эти рисунки относятся к эпохе бронзы и связаны с каракольской культурой, которая существовала во II веке до нашей эры.

Турочакская писаница. Фото П. Трофимова / vtourisme.com

Однако до сих пор остаётся загадкой, как появились эти уникальные для Алтая наскальные изображения. Одной из особенностей Турочакских писаниц является выбор персонажей для изображений, который отличается от типичных алтайских петроглифов.

Кроме того, рисунки, созданные на труднодоступной и отвесной поверхности, поражают своей динамикой и выразительностью. Однако главным интересом является смысл этих рисунков. Что хотели передать древние художники своим потомкам? Это вопрос, на который до сих пор нет однозначного ответа.

Тунгусский метеорит

Метеорит, который упал на Землю в 1908 году в Сибири, вызвал  один из самых мощных взрывов, когда-либо зарегистрированных на планете. Следствием столкновения стали разрушительные лесные пожары, гибель животных и растений в регионе.

Тунгусский метеорит был обнаружен местными жителями, которые заметили яркое свечение на небе, позже превратившееся в огромный огненный шар. Согласно основной версии, внеземной объект взорвался на высоте около 5000 метров над землей, создавая ударную волну, которая ощущалась на расстоянии более 1000 километров от места падения.

Вид на эпицентр взрыва с горы Фаррингтон. Фото: ГПЗ «Тунгусский» / ural.kp.ru

Учёные считают, что Тунгусский метеорит был куском космического мусора, образовавшегося в результате столкновения двух астероидов. Однако среди экспертов до сих пор нет единого мнения по поводу случившегося. Специалисты рассматривают до 7 различных гипотез, объясняющих странные явления, предшествующие столкновению метеорита с Землей, а также обнаруженные в результате падения. В их числе геофизические и техногенные катаклизмы.

Тунгусский метеорит оставил огромный кратер на земле, который имеет диаметр около 100 километров и является одним из самых больших на планете.

Круги на Байкале

Впервые загадочные круги заметили в 2003 году при изучении космических снимков. Они имеют диаметр от нескольких метров до нескольких километров.

Одна из самых интересных особенностей явления заключается в том, что оно появляется только в определённых местах и в определённое время года – чаще всего весной, перед началом разрушения ледового слоя. При этом внутри кольца толщина льда достигает метра, как и за его пределами, а по самой окружности лед очень тонкий – до 30 сантиметров.

Исследователи предполагают, что круги могут представлять опасность для людей, особенно в районе полуострова Нижнее Изголовье, где проходит ледовая дорога. Но заметить явление можно только из космоса.

Одна из кольцевых структур 2009 года. Фото: МКС / kp.ru

Существует множество теорий, объясняющих происхождение кругов на озере Байкал. Одна из них гласит, что это следствие изменения температуры воды и воздуха, что приводит к образованию ледяных пузырей. Другая – что круглые пятна образуются благодаря действию подводных гейзеров, которые выбрасывают воду и лёд на поверхность. Третья – что они созданы вихрями, которые формируются из-за особенностей рельефа дна.

Тархатинский мегалитический комплекс

Ещё его называют Алтайским Стоунхенджем. Это уникальное сооружение было построено более 5000 лет назад. Комплекс состоит из огромных каменных блоков, которые были установлены друг на друга без использования каких-либо связующих материалов. Приблизительный возраст комплекса – больше 2,5 тысяч лет.

Тархатинский мегалитический комплекс расположен в Чуйской степи, вблизи села Кош-Агач. Это место является одним из самых загадочных и таинственных на планете. Учёные до сих пор не могут объяснить, как были построены эти огромные сооружения, и зачем они были созданы.

«Сфинкс» и «Колыбель Сартакпая». Фото: Е. Гаврилова / vtourisme.com

Огромные каменные блоки комплекса очевидно были доставлены из далёких мест, потому что рельеф степи не предполагает крупных отломков горных пород. Некоторые из этих глыб весят более 20 тонн и до 6 метров в длину. Внутренний диаметр сооружения примерно равен 60 метрам.

Существует множество теорий, объясняющих происхождение Тархатинского мегалитического комплекса. Одна из них гласит, что это место использовалось для проведения религиозных обрядов. Другая утверждает, что эти сооружения построены для защиты от врагов.

Археологические раскопки подтвердили: здесь располагались поселения скифских племён. По всему плоскогорью найдены алтари и могильники. В пещерах и на скалах есть уникальные петроглифы: доисторические изображения быта и культа древних людей. Эти наскальные рисунки зафиксированы на протяжении 18 км. По обоим берегам вдоль реки Елангаш.

Светящаяся вода Байкала

В 1982 году явление, называемое Свечением байкальской воды, было зафиксировано физиком Виктором Добрыниным. Исследования показали, что вода в Байкале светится в любой точке, равномерно на любом отдалении от берега и так сильно, что может не затухать в течение месяца.

Свечения и миражи над водной гладью Байкала. Фото: ya-rossiyanin.ru

Существует множество теорий, объясняющих происхождение светящейся воды Байкала. Одна из них гласит, что это явление связано с изменением температуры воды и воздуха, что приводит к активации микроорганизмов. Другая – что свечение возникает из-за подводных гейзеров. Некоторые считают, что сила свечения воды связана с её чистотой. Светящиеся точки появляются в результате химической реакции при взаимодействии растворённого кислорода с органическими примесями. Этот процесс называют хемилюминесценцией.