Братский район на несколько дней превратился в съёмочную площадку документального цикла «Лица затопленных деревень». Авторы и исполнители проекта – сотрудники автономной некоммерческой организации «Байкал». Памятная экспедиция финансируется за счёт Фонда президентских грантов.
Сотни километров на автомобиле и катере, которые были предоставлены гостям по поручению мэра Братского района Александра Дубровина, шесть дней многочасовых съёмок и десятки историй, заслуживающих публикации.
Проект «Лица затопленных деревень», по словам его авторов, – не реквием и не эпитафия, а попытка запечатлеть людские жизни, через которые пунктиром пролегли сети ЛЭП, появившиеся после строительства каскада ГЭС на Ангаре.
В 1956, 1961, 1974 годах водой заполнялись водохранилища Иркутской, Братской и Усть-Илимской гидроэлектростанций. Укрощённая стихия поглотила сотни населенных пунктов, в числе которых не только деревни и заимки, но и города: Балаганск, Братск, Илимск.
Татьяна ШВЫДЧЕНКО, директор некоммерческой организации «Байкал»: «Вроде бы люди должны рассказывать одно и тоже, и истории у них должны быть похожи. Но, тем не менее, это каждый раз разные истории, уникальные личности со своим взглядом на происходящее. Со своей большой жизненной историей. И я каждый раз удивляюсь».
В каждом слове не просто воспоминания, а фотографической точности картины быта, отношений, наследия предков. Представители «Байкала» посетили Наратай, Калтук, Кобь, Куватку, Тэмь и Большеокинское.
Алексей ЕЛИЗАРЬЕВ, автор проекта «Лица затопленных деревень», журналист: «Вчера вот мы были в Наратае. Само по себе путешествие очень экстремальное. Там были женщины, у каждой своя история. Они их рассказывали интересно. Одна даже прослезилась. И они потом сказали: “Спасибо, что помогли, мы это вспомнили”».
Капитолина РЫБНИКОВА, жительница деревни Куватка: «За сеном ездили. Лошади идут с возом сена на санях и у них вот так сосульки с кровью. Вот какой мороз был – у лошадей кровь из носа шла».
Героями проекта стали жители ушедших под воду сёл Падун и Братское; деревень Тепляшино, Святино, Большая Када, Шаманово, Парилово, Долоново, Филиппово, Старая Кобь, Громы, Старая Куватка, Суворово, Старая Тэмь, Старый Большеокинск, Ардей.
Алексей ЕЛИЗАРЬЕВ, автор проекта «Лица затопленных деревень», журналист: «У нас в первом сезоне было 20 героев и в этот раз тоже должно было быть 20 героев. Потому люди интересные, мы не могли отказать просто».
Первый сезон проекта «Лица затопленных деревень» снимали в Усть-Ордынском Бурятском округе. Реакция зрителей, говорят авторы, была неожиданно масштабной. Памятные исповеди, запечатлённые на видео, репостили и комментировали, причём представители разных возрастов. Будет ли тоже самое с роликами, снятыми в Братском районе, покажет время. А сейчас расшифровка интервью и их монтаж.
Алексей ЕЛИЗАРЬЕВ, автор проекта «Лица затопленных деревень», журналист: «Презентация всего проекта будет в Иркутске на какой-то музейной площадке. Именно как фотовыставка. Ролики будут выкладываться в интернет».
Презентацию проекта «Лица затопленных деревень» проведут и в Братском районе. Истории, без которых нас могло бы и не быть, будут озвучены.
Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
Комментарии