Оно весит 73 тонны, что сопоставимо с массой десяти КамАЗов или одного синего кита. В диаметре – больше 5 метров. Изготовлено из сплава стали с примесью никеля и хрома. Цилиндрического исполина автотранспортом доставили из Сызрани. Новое колесо уже 15-е, которое придёт на смену отработавшему десятки лет.
Евгений СТРЕЛКОВ, директор Братской ГЭС (входит в Эн+): «В результате замены рабочих колёс КПД гидроагрегата увеличивается примерно на 5 %. Это значит, что при том же расходе воды мы будем дополнительно вырабатывать значительную часть электрической энергии».
Замена рабочих колёс на всех станциях Ангаро-Енисейского каскада, в том числе и на Братской ГЭС, проходит в рамках программы «Новая энергия». Она началась в 2007 году по инициативе основателя компании Эн+ Олега Дерипаски. Стоимость одного этапа – 1,5 миллиарда рублей. Главные цели, которые поставили перед собой энергетики, – повысить надёжность оборудования и снизить воздействие на окружающую среду. Ведь энергия, вырабатываемая на ГЭС, не только возобновляемая, но и «зелёная».
Евгений СТРЕЛКОВ, директор Братской ГЭС (входит в Эн+): «Мы видим по их устойчивой работе, что и вибрационное состояние гидроагрегатов улучшилось. Мы видим, что гидравлическое воздействие потока в целом на элементы гидроагрегата уменьшилось. Явные признаки того, что гидроагрегаты работают устойчиво, надёжно и эффективно, конечно же, присутствуют».
Показатели работы колеса напрямую связаны с его конструктивными особенностями. Форма лопастей называется «бабочка», они и позволяют работать агрегату с повышенным КПД.
Чтобы перегрузить многометровую установку, задействовали мостовой кран грузоподъемностью 250 тонн. Работа, говорят причастные, ювелирной точности. Лишние движения недопустимы. Отбор в группу участников разгрузки был строгим. В итоге все сделали, как слаженная команда – без сбоев и проволочек.
Программа комплексной модернизации гидроэлектростанций «Новая энергия» компании Эн+ рассчитана до 2026 года. Общий объём инвестиций по всем ГЭС составит 21 миллиард рублей.
Запустить колесо на пятом гидроагрегате Братской ГЭС планируют в июне этого года. Подготовка к его установке уже завершилась, основные работы начнутся в ближайшее время. Энергетики говорят, что для них это не вызов, а очередная проверка профессионализма и практика, отработанная годами, где каждое движение выверено до миллиметра, и каждое движение верное.
Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
"Компания En+ Group приступила к замене шести рабочих колес гидроагрегатов на Братской ГЭС в рамках программы модернизации «Новая энергия». Работы по замене рабочих колёс на Братской ГЭС запланированы на период с 2021 по 2026 год. В результате будут заменены все 18 рабочих колес (12 из них были заменены в ходе первых этапов в 2007 - 2010 гг. и 2014 - 2017 гг.)."