Внимание бизнес-аналитиков сейчас приковано к Владимиру Потанину и его главному металлургическому активу – «Норильскому никелю». Многие видят серьезную опасность для крупнейшего в России производителя цветных металлов из-за персональных санкций, которые Минфин США ввел против Потанина на прошлой неделе.
В подтверждение - опыт других санкционных олигархов. Так, на днях бизнесмен Алексей Мордашов продал долю в банке «Россия». Как пишет РБК, на текущий момент миллиардер не владеет долей и в Национальной Медиа Группе (крупнейший в РФ частный медиахолдинг). Именно доли в НМГ и банке «Россия» стали одним из обоснований для санкций, которые Евросоюз ввел против бизнесмена в феврале этого года, а вслед за ЕС ограничения ввели США. Кроме того, внести Мордашова в санкционный список просила Канада, ведь на территории этой страны работает компания Nordgold – подразделение «Северстали», одной из самых эффективных в мире горно-металлургических компаний, принадлежащей миллиардеру. К слову, Мордашов передал долю Nordgold одному из своих родственников.
Это один из многих примеров, как россиянам-основателям крупнейших компаний приходится отказываться от активов в пользу жизнеспособности своего бизнеса, который не только приносит им доходы, но и является неотъемлемой частью российской экономики. Ранее практически избежала санкций Уральская горно-металлургическая компания. Возможно, благодаря тому, что в марте Искандар Махмудов и Андрей Бокарев перестали быть контролирующими бенефициарами ОАО «УГМК», АО «УК «Кузбассразрезуголь», АО «Восточный порт», АО «Ростерминалуголь» и вышли из состава их советов директоров. Махмудов также вышел из состава учредителей ООО «Агро-актив», которое владеет и управляет сельхозактивами «медного гиганта», напоминает издание «Про металл».
Недавно в СМИ появилась информация, что группа компаний «Ренова» может расстаться с Екатеринбургским и Каменск-Уральским заводами по обработке цветных металлов. Всё потому, что председатель совета директоров и основатель «Реновы» Виктор Вексельберг тоже попал в поле зрения иностранных государств. В марте текущего года американский Минфин добавил «Ренову» в санкционный список.
Еще один пример – Олег Дерипаска. Ещё в 2018 году США включили его и связанные с ним на тот момент UC Rusal, En+, «ЕвроСибЭнерго» в пакет ограничительных мер. Бизнесмену удалось договориться с американскими властями о снятии санкций с этих трёх компаний. В обмен он пошёл на снижение доли в En+ с почти 70 до менее чем 45%. Кстати, полный вывод РУСАЛа из санкционного списка из-за отказа от руководства её основателя – пока единственный в горно-металлургическом секторе прецедент, отмечает эксперт издания «Про металл» Алексей Калачёв (аналитик ФГ «Финам»).
В конце июня под санкции Великобритании, а в октябре - Новой Зеландии, попал Владимир Потанин, президент российской горно- металлургической компании «Норильский никель». А буквально на прошлой неделе на Потанина и членов его семьи нацелился Минфин США. Наложены санкции и на активы миллиардера — холдинг «Интеррос» (владеет акциями «Норникеля») и Росбанк.
«Все компании, которые значимы для России, но при этом недостаточно крупные для мировой экономики, уже под санкциями», – отмечает Артём Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс». – «Норникель» пока миновала эта участь только потому, что он достаточно значим именно для мировой экономики. Хотя в целом тренд понятен, и рано или поздно все российские компании окажутся под разного рода санкциями».
Похоже, что юридическое присутствие Владимира Потанина в любой форме несет для предприятий риски на международных рынках, заключают эксперты издания «Про Металл».
Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
Комментарии