Рекламный баннер

Что должен уметь учитель по новому профстандарту

Что должен уметь учитель по новому профстандарту
iStock
Рекламный баннер

С 1 сентября 2022 года должен вступить в силу новый профстандарт педагога - документ, который определит саму сущность профессии учителя школы на ближайшие 5-10 лет, сообщает Российская Газета.

Что за документ? Это новая версия профстандарта, который был утвержден еще в 2013 году. Тогда в понятие специальности "Педагог" были включены и учителя школы, и воспитатели детского сада. А это все же разные профессии.

Документ еще обсуждается, в том числе и в экспертном сообществе, один из этапов прошел в Российской академии образования.

Профессиональный стандарт - базовый документ для каждой профессии. В нем прописано, что и как должен делать специалист на работе каждый день, — говорит председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, доктор педагогических наук Любовь Духанина. — В последнее время к учителям появились новые требования, например, умение работать с цифровыми технологиями. Есть изменения и в образовательном законодательстве: работать в школе на должности педагога теперь могут студенты, закончившие третий курс.

Кроме того, впервые в профстандарте учителей закреплены требования для разных подуровней квалификации педагогов.

Мы говорим о трех подуровнях квалификации "учитель". Уже на первом учитель с высшим образованием должен уметь адресно работать с одаренными детьми, с теми, кто попал в трудную ситуацию, быть в состоянии помочь семье в воспитании ребенка, — поясняет Духанина. — А учитель с самой высокой квалификацией уже должен создавать собственные образовательные ресурсы и многое другое.

По словам заслуженного учителя России, директора Центра образования N 109 и академика РАО Евгения Ямбурга, сегодня учитель должен уметь работать с разными детьми. Даже одаренным ребятам, как правило, нужна очень серьезная поддержка.

У нас реально здоровых детей только 12,5 процентов. Это не значит, что все остальные клинически больны, но они - между нормой и патологией, так сказать, с особенностями развития, — говорит Ямбург. — Пока только в двух вузах - Московском педагогическом госуниверситете и Московком городском педагогическом университете - на каждом факультете ввели основы дефектологии. Но это необходимо в каждом университете и колледже, где учат на педагогов!

Сегодня появляются дети, которые не вписываются в учебный процесс, отмечает эксперт. Но педагог должен уметь справляться и с этим.

Евгений Ямбург уверен: сегодня учитель, кем бы он ни был, должен знать основы дефектологии и психологии, но не для диагностики, а для работы в зоне ближайшего развития детей, в противном случае - крах.

Мне пришлось недавно защищать одну учительницу, — рассказал Евгений Александрович. У нее в первом классе ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Бегает, кричит, никого не слушает. Учительница в отчаянии ставит его в угол и заклеивает рот скотчем. Это, конечно, недопустимое насилие. Но она не может выгнать его из класса: если он в коридоре, условно, сломает ногу, ответственность будет на ней. Учительница идет под суд и теряет профессию. Но кто ее учил работать с детьми с СДВГ? Нельзя требовать от учителя того, чему его не учили.

По мнению и.о. вице-президента Российской академии образования, и.о. академика-секретаря отделения профессионального образования академии Михаила Стриханова, стандарт педагога должен установить четкую и понятную структуру требований к квалификации и опыту учителя.

С ним согласен коллега Михаил Левицкий, и.о. академика-секретаря отделения философии образования и теоретической педагогики РАО.

Нам жизненно необходим новый, современный профстандарт, причем созвучный университетским образовательным стандартам, — говорит Михаил Львович. — Эти два документа должны быть согласованы: студентов надо готовить именно к тому, чего от них потребует работодатель, то есть школа.

Еще очень важно, как новый стандарт будет использоваться. Пока в системе образования при приеме на работу и расчете зарплат и надбавок продолжают применять устаревшие форматы, новый профессиональный стандарт не станет основным документом для определения уровня квалификации педагогов.

По словам Михаила Левицкого, чтобы изменить ситуацию, необходима системная и совместная работа профильных федеральных органов власти, законодателей, профессионального сообщества.

Ещё больше интересного в нашем Telegram-канале

Российская Газета
Автор

Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
ВКонтакте   Одноклассники   Телеграм   Дзен

Рекламный баннер

Поделиться статьей

Еще по теме

  • 16+
  • Яндекс.Метрика
© 2005 - 2024 ООО «Братская студия телевидения»
СМИ Информационное агентство «Братская студия телевидения»
регистрационный номер ИА № ФС 77 - 84432 от 29.12.2022
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций