Анатомия Братской ГЭС

Денис МЕДОВЩИКОВ, корреспондент БСТ: «Как поэт в России больше, чем поэт, так и она больше, чем просто ГЭС. Бетонная махина, которая изменила судьбы сотен тысяч людей, которая стала легендой с первых дней своего существования. Одна такая Братская ГЭС. Электрическое сердце Сибири, которое бьётся уже 60 лет».

Оно начало биться в конце ноября 1961 года, ознаменовав начало эпохи промышленного развития региона сурового климата и сильных людей. Сама ГЭС признавала только таких. Где это видано, в глухой тайге возвести сооружение огромного масштаба? А они смогли. Суммарно в стройке гидроэлектростанции участвовал миллион человек.

Постановление о строительстве Братской ГЭС было подписано 23 сентября 1954. Первые работы по укрощению ретивой Ангары начались в 1956-м. А могли начаться гораздо раньше. Первые проектно-изыскательские работы на предмет строительства гидроэлектростанции на могучей водной линии начались в 1948 году. Правительство понимало, что стране нужен алюминий, но крылатый металл при всех его достоинствах самый энергозатратный в производстве. Для изготовления одной его тонны требуется до 20 МВт/час. Специалисты приехали, оценили и сказали — невозможно. Вторая жизнь планов покорения энергии воды совпала с десятилетием оттепели. Молодежь, которая не застала войну, но впитавшая с малых лет рвение к подвигам и свершениям, охотно откликнулась на призывы. И потянулись поезда с добровольцами-комсомольцами. Пригодились и знания бывших заключённых ОЗЕРЛАГа. Строительство Братской ГЭС — первая свободная стройка на просторах СССР.

За 60 лет работы жемчужина Сибири била не один рекорд — рассказывает её нынешний директор Евгений Стрелков. Вот и к знаменательной дате подошли с очередными из них.

Евгений СТРЕЛКОВ, директор Братской ГЭС (входит в состав En+ Group): «В части выработки мы впереди планеты всей. Мы гордимся этими цифрами, на данный момент мы выработали 1 триллион 242 миллиарда кВтч электроэнергии. Мы были второй станцией в мире и первой станцией в России, которая выработала один триллион кВтч электроэнергии. Могу похвастаться и поделиться тем, что в этом году мы уже перекрыли два рекорда. Это рекорд суточной выработки и рекорд месячной выработки. В сутки мы выработали 13 октября 101 миллион 381 тысячу кВт часов — это для сравнения потребление Москвы и Московской области в течение трёх дней».

Цифры, которые даже спустя годы впечатляют, здесь повсюду. 4 миллиона 800 тысяч тонн бетона — столько искусственного строительного материала использовали при возведении плотины Братской ГЭС. 40 тысяч тонн металлоконструкции — это всё равно, что шесть Эйфелевых башен. Вынуто и уложено в насыпи 27 400 тыс. м3 земли и скального грунта. Выполнено 70,5 км цементационных и буровых дренажных скважин в основании плотины. 47 метров — общая высота машинного зала, 515 метров его длина. Это помещение, где находятся главные рабочие исполины Братской ГЭС — гидроагрегаты, их 18. Многотонных, мощных, неустанных.

Денис МЕДОВЩИКОВ, корреспондент БСТ: «К своему 60-летию Братская ГЭС подошла не только с рекордными показателями, но и сохранив верность традициям. За моей спиной многотонный вал, круглый год, круглые сутки он вращается со скоростью 120 оборотов в минуту. Стоит отметить, что его производительность не становится меньше, а наоборот только повышается».

Турбины Братской ГЭС на момент появления были самыми крупными в стране. Мощность одной составляла 230 тыс. кВт, а масса рабочего колеса — 104 тонны. К слову, запуск в работу первого агрегата Братской ГЭС — это в буквальном смысле мистификация. По официальной версии рукоять пуска повернул первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич Хрущев. Фонды хранят эти кадры. И только энергетики знают, что происходившее было не чем иным, как бутафорией. Человек, который на самом деле причастен к началу работы ГЭС — Георгий Фомич Георгиади. Он был дежурным инженером той самой смены, когда датчики зафиксировали — пошли первые киловатты.

Георгий Фомич ГЕОРГИАДИ, ветеран Братской ГЭС: «Страшно было ужасно. Ну, пацан же ещё, 30 лет. Немая сцена, мёртвая тишина. Все стоят, лампочка загорелась. А не ясно — включилось или не включилось. Кто-то кричит: „Да вон она — мощность!“».

Ежесекундно через одно рабочее колесо проходит 293 кубометра воды. Ежегодно станция выдает около 28 млрд кВт*ч электроэнергии. Много не только в масштабах места прописки энергогиганта, но и страны. Статус одной из крупнейших гидроэлектростанций обязывает

Евгений СТРЕЛКОВ, директор Братской ГЭС (входит в состав En+ Group): «Установленная мощность Братской ГЭС составляет около 2% — это 1/50 всей установленной мощности энергетики энергосистемы России. Это серьёзная цифра. Братская ГЭС — третья по мощности среди всех гидроэлектростанций Российской Федерации. Её важность была как во время строительства, так и сейчас она ни в коей мере меньше не стала. Это по-прежнему обеспечение системы надёжности регулирования перетока Сибирь-Казахстан. Братское водохранилище и братский гидроузел выполняют очень важные функции в стабилизации паводковой ситуации».

С момента начала строительства ГЭС производственная и экономическая задача менялась. Станцию планировали строить для обслуживания завода по производству «тяжёлой» воды. Ведь один её киловатт стоил в 30 раз дешевле того же киловатта ТЭЦ. Она необходима в атомной энергетике для синтеза плутония. Но пока рассчитывали и проектировали, учёные умы пришли к выводу, что АЭС нужно переводить на уран-графитовые реакторы, и потребность в «тяжёлой» воде отпала. И вот тогда над проектом Братской ГЭС вознёсся меч. Речь шла о прекращении работ. Но, пока где-то в кабинетах московские верхи обсуждали целесообразность укрощения Ангары, начальник управления «Братскгэсстороя», легендарный Иван Иванович Наймушин и его единомышленники, среди которых Арон Маркович Гиндин и Алексей Николаевич Марчук, решили действовать. 30 марта 1957-го началось перекрытие Ангары. Первое в истории гидроэнергетики зимнее. В двухметровом льду вырезали майны. В них опускали ряжи, нагруженные скальником. За девять с половиной часов 8 экскаваторов и 220 самосвалов отвоевали драгоценные сотни метров у реки.

Партийным боссам стало понятно — спорить с закаленными Сибирью бесполезно. И начались ударные месяцы подготовки к главному штурму. Окончательно перекрыли Ангару 19 июня 1959 года. 150 автомобилей, гружённых диабазовыми глыбами. 19 часов непрерывного сброса. Только за первый час в воду канули 3,5 тысяч тонн каменной породы. Всего же на укрощение строптивой реки ушло 15 тысяч тонн камней. Вот как те события вспоминал непосредственный их участник Борис Сергеевич Сальников. С ним мы встречались ранее. А в этот раз здоровье не позволило седовласому хранителю истории ещё раз окунуться в рукотворное море воспоминаний.

Борис Сергеевич САЛЬНИКОВ, ветеран «Братскгэсстроя»: «Шли машины беспрерывным потоком и сыпали этот самый грунт. Все мы наблюдали, как появились первые камни. На Пурсее была огромная толпа, и все сверху смотрели».

Смотрят до сих пор, с восхищением. За годы работы на Братской ГЭС не единожды проходила модернизация. В последние годы под эгидой компании En + Group, которая владеет гидроэлектростанцией. Одним из результатов такой планомерной работы, рассчитанной на перспективу, стала программа модернизации ГЭС Ангаро-Енисейского каскада «Новая энергия», запущенная по инициативе основателя компании Олега Дерипаски в 2007 году. Меняются рабочие колёса, роторы и другие части гидроагрегатов. Как итог повышение КПД оборудования практически до 100%.

Евгений СТРЕЛКОВ, директор Братской ГЭС (входит в состав En+ Group): «Когда ты читаешь, что от закладки первого кубометра бетона и пуском первого гидроагрегата прошло меньше пяти лет — это к чему-то движет. Братская ГЭС всегда была первенцем в освоении новых технологий. Всегда какие-то уникальные проекты апробировались на Братской ГЭС. Для примера, даже такие методы диагностики как хромотографический анализ масла или контроль изоляции вводов впервые были опробованы здесь».

Уникальна и плотина Братская ГЭС. Общая её длина больше километра, высота — 125 метров и это только видимая часть. А ведь есть ещё та, что скрыта от глаз. Чтобы добраться до неё, нужно воспользоваться лифтом. Метр, десять, ещё десять. И вот перед глазами уникальное место — единственное в мире. Ведь энергетики говорят, что все ГЭС непохожи. Специфика рек, рельефов, скорости течения — всё это рисует уникальные портреты. Если вы видели одну гидроэлектростанцию, вы выдели одну. Второй такой нет.

Пусть не очень приглядная, не очень плакатная, но, конечно же, огромных масштабов колыбель Братской ГЭС. Галерея основания. Именно здесь 60 лет назад, ходя по этому диабазу, первостроители начали воздвигать бетонную плотину метр за метром. Об их свершениях сейчас напоминают следы от деревянной опалубки. Дерево со временем убрали, но рисунок и структура отпечатались на века. Вот такая она галерея человеческих свершений, человеческой судьбы

Здесь круглый год стабильная температура +4 °C. В центре галереи, рассказывает Нина Ивановна Лабыцина, лоток, по которому бежит вода. Она ведь всюду. По большому счету знаток каждого метра тоннеля, в котором может и поезд метро поместиться, работает на дне реки.

Нина ЛАБЫЦИНА, и.о. начальника службы мониторинга Братской ГЭС: «Пришла сюда 13 января 1986 года. Работаю практически 36 лет. Это моя жизнь».

Жизнь, связанная с отметкой «295-298 переменная».

Нина ЛАБЫЦИНА, и.о. начальника службы мониторинга Братской ГЭС: «На данной отметке осуществляются такие работы, как замеры уровней фильтрации через бетон, через основание. Также замеры расходов. Расходы — это вода, которая фильтруется через основание плотины, через скалу, можно сказать. В процессе жизни всей плотины».

Слово «жизнь» не метафора. И это ещё один миф о Братской ГЭС, оказавшийся правдой — плотина двигается, дышит. Это происходит из-за того, что она не цельная, а состоит из 20 агрегатных секций. Каждая 22 метра шириной.

Нина ЛАБЫЦИНА, и.о. начальника службы мониторинга Братской ГЭС: «Плотина „живая“, совершенно верно! Плотина „живёт“ в зависимости от сезона. В зимнее время она наклоняется под воздействием температурных, ледовых нагрузок. Когда лёд тает, уровень воды меняется. Соответственно плотина возвращается на своё место. Таким образом, плотина у нас „живёт“».

Документально жизнь Братской ГЭС началась 8 сентября 1967 года, когда государственная комиссия приняла её в эксплуатацию с оценкой «отлично». Станция ещё до этого момента уже выработала 66 млрд кВт/ч электроэнергии, тем самым полностью окупив строительство. А оно в ценах 1961-го обошлось в 721 миллион рублей. Оценить капитал человеческих вложений невозможно. Ударная комсомольская стройка способствовала появлению тысяч семей, десятков картин, рассказов, романов, стихов. Самое известное поэтическое наследие родом с берегов Ангары — поэма Евгения Евтушенко «Братская ГЭС». Зарифмованный портрет отважных и амбициозных, упорных и принципиальных. Романтическое наследие — цикл песен «Таёжные звёзды», авторами которых стали Александра Пахмутова и Николай Добронравов.

Денис Медовщиков
Автор

ПУБЛИКАЦИИ, В КОТОРЫХ ТАКЖЕ УПОМИНАЕТСЯ
ПУБЛИКАЦИИ, В КОТОРЫХ ТАКЖЕ УПОМИНАЕТСЯ
ПУБЛИКАЦИИ, В КОТОРЫХ ТАКЖЕ УПОМИНАЕТСЯ
ПУБЛИКАЦИИ, В КОТОРЫХ ТАКЖЕ УПОМИНАЕТСЯ

Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
ВКонтакте   Одноклассники   Телеграм   Дзен

Поделиться статьей

  • 07.12.2021 23:01:36
    Можно было бы порадоваться, если бы не было так грустно от того, что это электрическое сердце Сибири, которое строила вся страна, теперь нам не принадлежит! Вообще! Никак!

Еще по теме

  • 16+
  • Яндекс.Метрика
© 2005 - 2024 ООО «Братская студия телевидения»
СМИ Информационное агентство «Братская студия телевидения»
регистрационный номер ИА № ФС 77 - 84432 от 29.12.2022
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций