ХОРОШИЙ ПОВОД: 30 июня — Международный день астероида

66 миллионов лет назад на Землю упал метеорит Чиксулуб, предположительно на месте современного полуострова Юкатан. Космическое тело диаметром около 10 километров вошло вглубь Земли. По мнению учёных, это привело к геологическим процессам и атмосферным явлениям, повлёкших вымирание большинства видов на планете, в том числе динозавров. И это не всё, завтра во всём мире отмечают День астероида

30 июня по-другому называют Днём осознания астероидной опасности. Он отмечается во всём мире с 2016 года в память о Тунгусском феномене над Сибирью, который произошёл в 1908 году.

Павел НИКИФОРОВ, генеральный директор Иркутского планетария: «На памяти человечества — это самое грандиозное столкновение Земли с каким-то объектом из открытого космоса. Скорее всего это была комета, которая не достигла поверхности земли, разрушилась над сибирской, эвенкийской тайгой, и это привело к вывалу леса на огромной площади. Если бы это случилось над городом, была бы огромная катастрофа».

Как говорят любители астрономии, комета всегда может переродиться в твёрдое тело — астероид, и нести опасность для планеты. На сегодня уже обнаружены все астероиды диаметром свыше 100 метров, которые в теории могут приближаться к Земле на расстояние менее 7,5 миллионов километров. Такие астероиды потенциально опасны, их чуть больше 2 тысяч.

Павел НИКИФОРОВ, генеральный директор Иркутского планетария: «За ними ведётся наблюдение. Самый известный из них — это астероид Апофис. В 2029 году он пройдёт над поверхностью земли на расстоянии нескольких десятков тысяч километров. Это достаточно близко. Тем не менее учёные оценивают это сближение как безопасное».

Но это не значит, что не возникнет новых астероидов, которые способны приблизиться к нашей планете. Учёными выявлено, что они могут прилетать даже из другой звёздной системы. Поэтому главная задача астрономов — это как можно раньше обнаружить космический объект.

Павел НИКИФОРОВ, генеральный директор Иркутского планетария: «Если мы найдём его за несколько недель, то мы технически ничего сделать не сможем, при всём развитии нашей цивилизации. Но если мы обнаружим его за десять или несколько десятков лет, то даже малые воздействия на астероид позволят увести его гарантированно от столкновения с Землёй».

Учёные видят астероиды каждый день. На практике это выглядит как серия снимков звёзд в течение нескольких минут, где некоторые из них движутся. Их смещение называется параллакс.

Павел НИКИФОРОВ, генеральный директор Иркутского планетария: «По этому параллаксу можем реально измерить расстояние до астероида и параметры его орбиты и определить его потенциальную опасность. Такие наблюдения для нас крайне интересны, и мы уже их проводим с германскими любителями астрономии и любителями астрономии из Австралии».

Иркутский планетарий и Иркутское региональное астрономическое общество (ИРАО) 30 июня в 20:00 по местному времени проведут на YouTube канале прямой эфир, посвящённый Дню астероида. Важно не только смотреть в небо. Но и, как говорят учёные, продолжать изучать то, что может нести опасность для всего живого на земле.

Елена Бондарчук