История, о которой в мае писала Братская студия телевидения, получила продолжение. В Следственном Комитете возбудили дело против главы Шумского поселения Нижнеудинского района.
Напомним, после прошлогоднего наводнения в Иркутской области было решено перенести старинное местное кладбище "Мостотрест". Большинство останков перезахоронили родственники умерших, так как погост уже давно и не раз подтапливало. Остальные триста, в том числе заброшенные, администрация и Дума поселка решили перезахоронить на новом погосте в общей могиле.
Глава поселка Юрий Уточкин заключил договор с предприятием, которое не осуществляет ритуальные услуги. Свое решение он объяснил тем, что в поселке нет специализированных организаций и мало кто соглашается заняться специфической работой. Глубокой осенью 2019 года подрядчик приступил к перезахоронению ускоренными темпами, чтобы успеть до крепких морозов.
Юрий УТОЧКИН, глава Шумского муниципального образования: «Поскольку кладбище необходимо переносить, в ноябре был заключен контракт на перезахоронение на сумму три млн. рублей. Сюда входили работы по расчистке кладбища, перезахоронению, дезинфекции, вывозу мусора и планировке территории. В связи с тем, что грунт был уже промерзший, работы пришлось производить при помощи экскаватора. Экскаватором вскрывался верхний промерзший слой грунта, далее рабочие вынимали гробы, упаковывали останки в герметичные полиэтиленовые пакеты, дезинфицировали могилу. В декабре работы были закончены, но не до конца. Подрядчиком было дано гарантийное обязательство о том, что с наступлением теплого времени работы будут завершены».
А весной жители увидели на "Мостотресте" страшную картину - гробы и останки умерших. В списке имен на кресте новой братской могилы, организованной на действующем кладбище, значилось далеко не триста надписей, а всего 12. Фамилию участника Великой Отечественной войны Ивана Тимофеевича Сипченко рабочие исковеркали до неузнаваемости - ветерана переименовали в «Силинко». Жители написали заявления в прокуратуру.
Сергей КОРОЛЕВ, житель поселка Шумский: «Мы много раз уже обращались и в прокуратуру, и следственный комитет, и полицию ставили вопрос по поводу ветеранов. У нас 25 ветеранов находилось на Шумском кладбище. Один из них Сипченко находится в братской могиле. 24 ветерана исчезли. Исчезли 8 тружеников тыла и 9 детей войны. 42 человека мы установили. Вот никто не дает нам ответ».
Где же остальные солдаты и офицеры? Как отметил военный комиссар Нижнеудинского района Игорь Минаков, после 1990 года в Шумском проживали и умерли 51 участник Великой Отечественной. Но данными о месте их захоронения военный комиссариат не располагает.
В июне следственный комитет Нижнеудинска возбудил уголовное дело в отношении исполнителей скандального переноса могил. При вскрытии братского захоронения следователи обнаружили мешки с останками людей. Далее беспокоить умерших не стали. Было понятно, что в могиле находятся не более 15-20 останков вместо заявленных трехсот.
Станислав СМАЛЬ, руководитель Следственного отдела СУ СК РФ по Иркутской области: «Здесь подрядчик действовал в рамках заключенного муниципального контракта, а то, что он делал неправильно этому, конечно, будет дана оценка. И то, что должностные лица администрации приняли работы, которые не соответствовали фактическим объемам, мы больше делаем упор на это. Именно на должностных лиц».
При детальном разборе ситуации следователи пришли к выводу, что кладбище бульдозерным ножом сровняли с землей, и многие могилы до сих пор находятся под слоем песка.Подрядчики не пощадили дорогостоящие памятники, оградки и даже деревья, укрепляющие берег реки. В природоохранной зоне Уды остались лишь пеньки. После подсчета спиленных деревьев у людей появились очередные вопросы к следствию. Зачем рабочие "высадили" засохшие ветки"? Куда увезли более 60 кубометров деловой древесины?
Вмешалась и прокуратура. Выявлено, что предприниматель нарушил требования природоохранного законодательства - не согласовал работы в водоохранной зоне с уполномоченными органами. А в действиях руководства Шумского муниципального образования нашли признаки превышения должностных полномочий.
Елена ВАСЕЦКАЯ, жительница поселка Шумский Нижнеудинского района: «Сегодня 5 июля 2020 года. Берег реки Уда. Опять же Юрий Анатольевич бумаги, что в мае по предписанию прокуратуры он перезахоронил все тела усопших. Но, тем не менее, вода упала 5 июля 2020 года, смотрите, что находится на берегу реки Уда. Вот так смотрите дорогие мои! Вот один гроб! Стоит раздавленная крышка. Вот второй гроб стоит на берегу реки Уда! Юрий Анатольевич, неужели вы их перезахоронили - вы нам хотите сказать? Вот полатья были, пожалуйста. Третий гроб с раздавленной крышкой. Вот берег реки Уда. То есть, получается, вдоль этого берега туда, вдоль этого берега сюда. Вот смотрите, видите, в каком хорошем состоянии стоит гробик. Вот он. Вдоль берега вот сюда до того места. Снова есть гробы. стыкВот так Юрий Анатольевич у нас выполняет работы. Гробы как были так они никуда и не делись!».
Глава поселка говорит, что трудно работать на территории, которую за четверть века почти ежегодно подмывала река. Объясняет, что останки могут появиться вновь. И уверяет: в этом нет вины подрядчика.
Юрий УТОЧКИН, глава Шумского муниципального образования: «Поскольку за 23 года смыло практически 2/3 кладбища, возможно, что и после выполнения всех работ в каких-нибудь местах может вымыть останки. Будем регулярно за этим следить. Прошу отнестись к этому с пониманием».
Требование жителей Шумского одно - провести объективное расследование и наказать виновных. Актив поселка принял решение идти до конца и уже обратился за помощью к президенту страны. Люди говорят: задача живых - защитить честь и достоинство усопших.
Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
Комментарии