Им покоряются моря. В Братске есть представители редкой профессии, отбор в которую по серьёзности ничуть не уступает зачислению в ряды космонавтов. Это водолазы. Их в нашем городе - единицы. И все они трудятся в одном месте — на Братской ГЭС. Тяжело ли работать в обмундировании, вес которого достигает почти центнера? И зачем водолазам - нож?
Водолазную рубаху третьего размера просто так не наденешь, без помощи коллег не обойтись. В профессии водолаза без товарища вообще никуда. Он и подстрахует, и исправность оборудования проверит. Но о нём чуть позже, а пока о том, кто же они такие — водолазы Братской ГЭС?
Спусок хоть и очередной, тренировочный, но подготовка к нему основательная. Вода ошибок не прощает. И они точно это знают. Неспроста профессия водолаза входит в список самых опасных.
Сергей ШАЛЬНЕВ, водолаз Братской ГЭС: «Первое время страшно было. Но интересная работа. Нравится эта работа. Потому что это не одно и то же, как на суше: отпилить что-нибудь, ходить. Да даже ходить сложнее, чем на суше».
При этом их работа практически не видна, ведь проходит она где-то там, глубоко. Относительно Братской ГЭС список обязанностей водолазов пусть и немногочисленный, но серьёзный: обследование оборудования и подготовка его к ремонтам или замене; закрытие агрегатов для осушения; осмотр и чистка сороудерживающих решеток.
У Сергея Шальнева количество спусков давно перевалило за несколько сотен. На сегодняшний день он один из самых опытных водолазов города. Дышит под водой уже 8 лет, переняв эстафету от своего деда. Но опыт ни в коем случае не усыпляет бдительности. Глубина непредсказуема. Так самое сложное погружение Сергея состоялось на верхнем бьефе Братской ГЭС при обследовании порога.
Сергей ШАЛЬНЕВ, водолаз Братской ГЭС: «Я спустился и сразу запутался, где я нахожусь вообще. Тяжело мне было. Хотя проводилась тренировка в барокамере. Я сразу запутался и не понимал, где нахожусь. Мне кажется, это со всеми водолазами бывает. А потом с каждым разом всё лучше и лучше я начал погружаться».
Оттачивание мастерства у братских водолазов проходит круглогодично. Тренировки со спусками называются «мокрыми».
Сергей ШАЛЬНЕВ, водолаз Братской ГЭС: «Это реальные тренировки. Они проводятся на пирсе 5 раз в месяц. То есть, в зависимости от месяца у меня есть план определённый. Отрабатываются аварийные случаи: выбрасывание водолаза на поверхность, запутывание водолаза».
Иван ХАДАСЕВИЧ, водолаз Братской ГЭС: «Спиртом - обязательно. Проводим дезинфекцию».
Дезинфекции подвергается шлем из меди и латуни, вес которого 18,5 килограммов. Его используют для погружения на глубину до 60 метров, а при аварийных - до 80. Еще одна обязательная деталь подводного гардероба - галоши на свинцовой подошве. Вес каждой из них почти 12 килограммов. Дополняет комплект пара грузов в три с лишним десятка килограммов. Самый лёгкий элемент водолазного снаряжения — нож.
Иван ХАДАСЕВИЧ, водолаз Братской ГЭС: « Водолазный нож. Спуск без него запрещен. 1000 раз он тебе не понадобится, а в 1001 он спасёт тебе жизнь».
Спуск под воду начинают с погружения водолазной беседки. С поверхностью глубоководника, облаченного в 90-килограммовую амуницию, соединяет страховочный конец и шланг, по которому подаётся воздух. Кроме того, мониторить ситуацию помогает радиосвязь.
10, 20, 30 метров. Это не единственные глубины, которые поддаются водолазам ГЭС.
Уникальным специалистам – уникальное оборудование. Есть у водолазов Братской ГЭС единственная в городе барокамера. В ней они проводят регулярные тренировки. В среднем одна длится 4 с небольшим часа. Барокамера разделена на два отсека и одновременно здесь могут находиться 3-4 водолаза. Для связи с внешним миром есть специальные условные сигналы, которые подаются деревянным молоточком. Кроме того, всё необходимое водолазы могут получить через специальное окошко: это вода, еда, книги и всё остальное.
В барокамере подводники ГЭС отрабатывают погружение на отметку до 100 метров. Многочасовые тренировки в сосуде проходят 4 раза в месяц. Пропускать их нельзя. Это одно из требований профессионального кодекса водолаза.
Сергей ШАЛЬНЕВ, водолаз Братской ГЭС: «Идёт постоянный поток воздуха. Идет давление на весь организм. Зажимается нос и выдыхается, чтобы барабанные перепонки не перегнуло, чтобы они не лопнули».
Кроме того, барокамеру в металлическом помещении можно использовать для лечения профессиональных заболеваний водолазов, в том числе лечить кессонную болезнь. Все эти термины, нагрузки, испытания на выносливость, как показывает практика, по плечу далеко не всем. Который год отряд водолазов Братской ГЭС ищет тех, кто пополнит ряды покорителей глубины. Только с виду обычных людей, которые видят мир иначе - сквозь синюю бездну.
Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
Видимо костюм тоже от деда остался.