ХОРОШИЙ ПОВОД: Отмечаем день рождения компании РУСАЛ

Компания РУСАЛ в марте празднует день рождения. А это - повод вспомнить, как в далёких девяностых зарождался будущий мировой металлургический лидер, чем он живет сегодня и насколько были опасны санкции.

Приехав в Братск после армии, Болеслав Степанович практически сразу, в 1969-м, попал на алюминиевый завод в качестве рядового анодчика. А в 2004-м, отдав БрАЗу 35 лет, ушел на заслуженный отдых. Но даже сейчас может часами говорить про работу, которой посвящает стихи собственного сочинения.

В самом начале нашей беседы он сразу с теплотой и глубочайшим уважением вспомнил одного из руководителей завода Алексея Баранцева, ныне возглавляющего инжинирингово-строительный дивизион РУСАЛа.

Болеслав ЧУЙКЕВИЧ, ветеран БрАЗа: «Когда стал Баранцев техническим директором... Первым делом посмотрел, как корпуса выглядят. Дал заявку перекрасить, покрасить. Такой вид был недостойный. "Заасфальтировать всё, озеленить построить автостоянки" . Всё в короткий срок сделали. Красиво. Сейчас все до сих пор любуются, вспоминают его».

Вспоминая девяностые, Болеслав Степанович говорит, БрАЗовцам повезло: не припомнит он каких-либо задержек зарплат. И ведь это в то время, когда многие жители России по полгода не видели кровно заработанных. А алюминиевая промышленность, раздробленная на обособленные предприятия, увядала.

1994 год. Хакассия. Саяногорский алюминиевый завод стоит над пропастью. Срываются поставки сырья. Нет стабильного покупателя. Рабочие не получают зарплату. А к управлению предприятием рвётся местный криминал.

В это сложное время на СаАЗе появлется выпускник физфака МГУ Олег Дерипаска. Его компания скупает 20% акций завода, а сам Дерипаска в ноябре того же года становится генеральным директором. Никто и не думал, что в тот момент здесь, у подножия Саянских гор, зародился будущий мировой алюминиевый гигант - компания РУСАЛ.

Первым делом Дерипаска по-хозяйски ограждает завод и ставит пост охраны. Параллельно налаживает тесные контакты с милицией. Помогая правоохранителям с транспортом и экипировкой, новый директор уберегает предприятие от посягательств преступных группировок.

Уже через год удаётся наладить стабильный сбыт - рабочие забывают о задержках зарплаты. А профицитный бюджет позволяет инвестировать в развитие и открыть к концу девяностых не только новые цеха, но и новый завод для производства продукции с высокой добавленной стоимостью.

Как говорит Болеслав Степанович, с приходом РУСАЛа в наш город практически сразу началась модернизация Братского алюминиевого завода.

Болеслав ЧУЙКЕВИЧ, ветеран БрАЗа: «Подняли ток мы в корпусах, подняли зеркало металла. И наработка. Если раньше тонна восемьдесят - это герои соцтруда выдавали... суточные, а сейчас тонна двести, тонна триста. Больше даже выдают. Всё - в этот период РУСАЛовский».

А тем временем компания растёт и продолжает консолидировать предприятия уже не только в России, но и за рубежом. 27 марта 2007-го окончательно сформировался тот РУСАЛ, каким мы его знаем сегодня. Корпорация мирового уровня - это не только выплавка алюминия, но и добыча бокситов, производство глинозема, и, главное, создание конечного товара из крылатого металла - того самого, с высокой добавленной стоимостью. Сегодня РУСАЛ - это 60 тысяч металлургов и еще двести тысяч рабочих мест в смежных отраслях: от железнодорожников до строителей по всей России.

И от этого только страшнее прозвучала новость о санкциях.

Болеслав ЧУЙКЕВИЧ, ветеран БрАЗа: «Все люди, все работают, стараются больше, сорт - лучше, больше металла, все стараются, весь коллектив старается. И тут раз, откуда не возьмись, санкции. Где-то какие-то нарушаются договора. Люди приехали же работать. Взяли кредиты, наверное. Их же оплачивать. А потом не дай Бог! Куда им деваться? Это, считай, скажем, катастрофа. Потому что закрыли бы».

Но угроза миновала. Путем долгих переговоров и ценой личных финансовых потерь Олегу Дерипаске удалось не только защитить собственное детище от прессинга санкционного катка, но и предотвратить социальный кризис. Неминуемого, окажись без работы все сотрудники компании и смежных производств.

А значит живём дальше. Развиваемся: внедряем новые технологии и осваиваем новые рынки. В наше непростое время это уже немало: рабочие места, налоги и страховка от неблагоприятной мировой повестки.

Болеслав ЧУЙКЕВИЧ, ветеран БрАЗа: «Когда в Богучаны ездили год назад, мне что понравилось, что там нет электролизников, нет анодчиков, не тянут осадок, не снимают пену. Но там обожжёный анод. И вот тяжелый труд будет убран. На Богучанах это уже делается».

Даже на пенсии Болеслав Степанович активно следит за деятельностью родного завода и компании РУСАЛ: «Результаты-то на лицо. Кто-то командует этим всем. Или Дерипаска, или его заместители, кто-то подталкивает на это дело».


ПУБЛИКАЦИИ, В КОТОРЫХ ТАКЖЕ УПОМИНАЕТСЯ
ПУБЛИКАЦИИ, В КОТОРЫХ ТАКЖЕ УПОМИНАЕТСЯ

Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
ВКонтакте   Одноклассники   Телеграм   Дзен

Поделиться статьей

Еще по теме

  • 16+
  • Яндекс.Метрика
© 2005 - 2024 ООО «Братская студия телевидения»
СМИ Информационное агентство «Братская студия телевидения»
регистрационный номер ИА № ФС 77 - 84432 от 29.12.2022
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Главный редактор ИА "БСТ" Зимина Евгения Витальевна