Проект создания самолета МС-21 из Иркутска за время реализации подорожал в 3,5 раза

Сейчас он оценивается в рекордные 438 млрд рублей

Проект создания самолета МС-21 из Иркутска за время реализации подорожал в 3,5 раза
irkutskmedia.ru

Счетная палата РФ провела проверку программы создания российского среднемагистрального самолета МС-21 из Иркутска и обнаружила, что проект за время реализации подорожал до 438 млрд рублей. Это в 3,5 раза больше, чем в момент запуска проекта 10 лет назад, сообщает ИА IrkutskMedia со ссылкой на "Ъ".

В своем акте аудиторы отмечают регулярные корректировки программы: неоднократно менялась техническая концепция самолета, смещались сроки выполнения работ. В конце 2017 года продолжительность создания самолета увеличилась на семь лет (до 2025 года), сроки продаж сократились на два года, а их начало перенесено на три года вперед — на 2019 год.

Кроме того, проект серьезно подорожал. Если в 2008 году общие затраты составляли около 125 млрд рублей, то к 2017 году они увеличились в 2,3 раза до 284 млрд рублей (речь идет об общих затратах 2008–2025 годов), из них дефицит финансирования достигает 107 млрд рублей.

Общий бюджет проекта МС-21 по состоянию на 1 сентября в Счетной палате оценили в 438 млрд рублей, из которых 158,3 млрд рублей уже потрачено, а 279,1 млрд рублей предстоит вложить в 2018–2025 годах. С учетом "сложившихся факторов" и текущего состояния проекта МС-21, в Счетной палате пришли к выводу, что программа может потребовать дополнительных средств, а сроки — снова сместиться. Это, предупреждают аудиторы, может отрицательно сказаться на экономической эффективности проекта.

По словам эксперта портала Aviation Explorer Владимира Карнозова, еще ни один масштабный авиационный проект не укладывался в запланированное финансирование.

"Для МС-21 критичной будет не стоимость, а поставка американских двигателей и других иностранных комплектующих. Поэтому говорить о том, что проект состоялся, можно будет, только когда на самолете будут стоять отечественное оборудование",— полагает эксперт.

Напомним, что реализация проекта по созданию МС-21 влияет на развитие всей транспортной инфраструктуры области, заявил Руслан Болотов, на тот момент исполнявший обязанности первого заместителя губернатора Иркутской области – председателя правительства региона. На совещании под его руководством рассмотрели вопрос сооружения в аэропорту Иркутска теплого ангара для воздушных судов МС-21.

Его строительство открывает значительные перспективы для развития транспортной инфраструктуры региона, поскольку возможность осуществления некоторых форм техобслуживания самолетов, выполняемых в закрытом ангаре, отсутствует даже в соседних субъектах РФ. Вместе с тем у региональных компаний появится возможность осуществления полных форм технического обслуживания, не покидая базового аэропорта.

На совещании "Текущее состояние подготовки серийного производства самолетов семейства МС-21" вице-премьер России Дмитрий Рогозин рассказал, что важно рассмотреть в комплексе перспективу проекта МС-21. К тому же необходимо решить вопрос организации постпродажного обслуживания самолетов.

Зампред правительства напомнил, что в лучшие годы в Советском Союзе выпускалось максимум 75 гражданских самолетов, а Иркутский авиазавод намерен делать 70. Президент корпорации "Иркут" Олег Демченко сообщил, что мощности позволят осуществить намеченные планы. С его слов, в 2018 году предполагается начать сертификацию самолета.

Второй опытный самолет МС-21 совершил беспосадочный перелет из Иркутска в Жуковский
По мнению губернатора Приангарья Сергея Левченко, благодаря запуску серийного производства нового самолета МС-21, который собирают на иркутском авиазаводе, Иркутская область получит большое количество новых рабочих мест, а региональный бюджет — дополнительные доходы по НДФЛ. Кроме того, глава региона отметил, что первый изготовленный самолет МС-21 будет передан Приангарью. Соответствующие договоренности с "Аэрофлотом", "Ростехом" и корпорацией "Иркут" уже достигнуты. Срок передачи самолета – четвертый квартал 2019 года.

Как рассказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на итоговом заседании коллегии Минпромторга России, среднемагистральный самолет МС-21 из Иркутска станет родоначальником нового семейства российских лайнеров, потеснив иностранных конкурентов. По его словам, за МС-21 стоит огромное будущее.

Ранее сообщалось, что корпорация "Иркут" объявила тендер на строительство производственной базы для Иркутского авиационного завода для самолета МС-21. Стоимость работ составит 1,4 млрд рублей.

В марте 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, которым утверждены правила предоставления субсидий на создание сети авиационных сервисных центров по послепродажному техобслуживанию самолетов Sukhoi Superjet 100 и МС-21. Документ опубликован на сайте правительства.

Между тем стартовый портфель твердых заказов на 175 самолетов МС-21 обеспечивает загрузку производственных мощностей на ближайшие годы. По ним получены авансовые платежи. Заказавшие самолеты лизинговые компании подписывают контракты и соглашения с авиакомпаниями-эксплуатантами.

Впервые в истории отечественного самолетостроения лайнер предлагается заказчикам с двумя типами двигателей – PW1400G компании Pratt & Whitney (США) и ПД-14 Объединенной двигателестроительной корпорации. По словам гендиректора ОАО "ОДК" Александра Артюхова, установленные планом сроки получения российского сертификата во втором квартале 2018 года предоставляют возможность поставить двигатели для начала летных эксплуатационных испытаний МС-21.

Также напомним, что АО "ОДК-Пермские моторы" подписало с ПАО "Корпорация "Иркут" договор на поставку пяти двигательных установок ПД-14 для летных испытаний самолета МС-21. Поставки начнутся в конце 2018 года. К этому времени двигатель ПД-14 должен получить сертификат типа Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация). Начало летных испытаний лайнера МС-21 с двигательными установками ПД-14 запланировано на 2019 год, а завершение на 2021 год.

Также ИА IrkutskMedia сообщало, что Россия и Объединенные Арабские Эмираты намерены построить на базе собираемого в Иркутске МС-21 новый лайнер. Об этом заявил гендиректор корпорации "Ростех" Сергей Чемезов. Он отметил, что ОАЭ готовы запустить рабочую группу по будущему проекту.Авиакомпания "Ямал", являясь основным перевозчиком Ямало-Ненецкого автономного округа, встала в очередь на покупку МС-21 из Иркутска. Перевозчик не перестает развиваться, переходя на современные суда отечественного производства, отметил глава региона Дмитрий Кобылкин.

Испытатели EASA выполнили полеты на самолете МС-21-300 из Иркутска
Компания "Аэрофлот" планирует оснастить оборудованием для доступа в интернет пассажирские лайнеры МС-21 из Иркутска, которые должны поступить в парк перевозчика, начиная с первого квартала 2020 года, следует из презентации к годовому собранию акционеров авиакомпании. Сейчас данная идея обсуждается с корпорацией "Иркут".

В настоящее время первый лайнер МС-21-300 продолжает летные испытания в Жуковском. Судно совершило первый полет с аэродрома ЛИИ имени М. М. Громова в Московской области в начале ноября 2017 года. Полет продолжался свыше трех часов. В ходе него определялись характеристики устойчивости и управляемости на высоте от 6 тысяч до 12 тысяч метров. Все системы самолета отработали штатно.

Ранее самолет совершил самый длительный перелет с аэродрома Иркутского авиазавода на аэродром ЛИИ имени Громова в Московском области. Лайнер преодолел порядка 4,5 тысячи км без посадки за шесть часов. Высота полета составила около 10 тысяч метров. В ЛИиДК ОКБ имени А.С. Яковлева специально для базирования самолетов МС-21 построен новый ангар, в котором создан современный комплекс сбора, обработки и хранения полетной информации, регистрируемой в процессе проведения летных и наземных испытаний.

Кстати, первый полет МС-21 состоялся в Иркутске 28 мая 2017 года. Президент РФ Владимир Путин поздравил вице-премьера страны Дмитрия Рогозина и коллектив корпорации "Иркут" с этим событием. Первый этап заводских доводочных испытаний завершился 23 июня. В ходе второго этапа испытаний доработанные системы авиалайнера работали без замечаний. Основная цель второго этапа состояла в том, чтобы расширить диапазон полетов по массе, центровке, скорости и высоте.

Важный этап статических испытаний кессона (силовой части) композитного крыла, создаваемого по инновационной отечественной технологии для самолета МС-21-300 из Иркутска, успешно завершили в лаборатории Испытательного центра "Прочность" ФГУП "ЦАГИ" в начале декабря 2017 года.

Во время исследований на прочность нагрузки доводились до предельных – с "изгибом вверх", вплоть до разрушения конструкции. В итоге экспериментально подтверждено, что конструкция имеет дополнительный запас прочности, что обеспечит безопасность композитного крыла при эксплуатации самолета МС-21-300.

Второй опытный борт МС-21-300 совершил 12 мая 2018 года свой первый полет с аэродрома Иркутского авиационного завода. Как сообщает пресс-служба корпорации "Иркут", при постройке новой машины учтены результаты летных испытаний первого опытного самолета.

Продолжительность полета составила 1 час 7 минут, он прошел в штатном режиме на высоте до 3 тысяч метров при скорости до 400 км/час. Программа полета включала проверку самолета на устойчивость и управляемость при различной конфигурации крыла с уборкой и выпуском шасси, а также работоспособности бортового оборудования.

Второй опытный самолет МС-21-300, участвующий в программе летных испытаний, совершил перелет из Иркутска на аэродром ЛИИ имени Громова "Раменское" (Жуковский Московской области) 20 июля. Полет продолжался шесть часов.

В настоящее время в летных испытаниях принимают участие два опытных самолета МС-21-300. Еще одна машина проходит статические испытания в ЦАГИ. На Иркутском авиационном заводе – филиале ПАО "Корпорация "Иркут" (в составе ОАК) строятся три опытных лайнера, два из которых присоединятся к программе летных испытаний, а еще один поступит на ресурсные испытания в ЦАГИ.

Также в конце августа МС-21-300 из Иркутска, проходящий летные испытания на аэродроме Летно-исследовательского института имени Громова, впервые выполнил посадку в темное время суток. Специалисты проверили функционирование оборудования навигации и посадки, а также внешнее светотехническое оборудование. Полетное задание выполнено полностью, все системы работали нормально.

Кроме того, российский ближне-среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский лайнер МС-21-300 проходит сертификационные испытания. Представители российских авиационных властей и EASA совместно со специалистами Корпорации "Иркут" ведут работу по валидации самолета в 18-ти рабочих группах. Участие летчиков-испытателей EASA в испытаниях новой авиатехники является обязательным условием для ее валидации агентством.

В сентябре 2018 года двое летчиков-испытателей и инженер-испытатель Европейского агентства по безопасности полетов (European Aviation Safety Agency, EASA) прошли обучение и выполнили полеты на самолете МС-21-300 из Иркутска. Испытатели ознакомились с основными характеристиками устойчивости и управляемости машины, с заходом на посадку и уходом на второй круг, в том числе с имитацией отказа двигателя. По результатам обучения специалисты EASA получили допуск к полетам по программе сертификационных испытаний самолета МС-21-300.

Сертификацию российского реактивного пассажирского самолета МС-21 из Иркутска должны завершить до 2020 года. Об этом рассказал директор департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Равиль Хакимов на VI съезде авиапроизводителей России в рамках выставки "Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование" в Казани. По словам генерального конструктора ПАО "ОАК" (Объединенная авиастроительная корпорация) Сергея Короткова, сертификацию лайнера должно ускорить испытания второго летного образца.

Между тем министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров назвал срок мировой премьеры лайнера МС-21 из Иркутска. Точная дата пока неизвестна, однако скорее всего, это будет осенью 2018 года.

VIP-версия пассажирского самолета МС-21 может появиться в 2022 году.

По словам вице-премьера Юрия Борисова, в общей сложности в создание ближне- и среднемагистрального пассажирского самолета нового поколения МС-21 из Иркутска будет вложено более 450 млрд рублей. Он отметил, что "этот важный для развития отрасли страны проект, реализуется при поддержке государства". Общая стоимость программы составит до 2025 года порядка 465 млрд рублей". При этом серийные поставки заказчикам должны начаться с 2020 года.
 


ПУБЛИКАЦИИ, В КОТОРЫХ ТАКЖЕ УПОМИНАЕТСЯ

Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
ВКонтакте   Одноклассники   Телеграм   Дзен

Поделиться статьей

  • Цена билета Братск - Иркутск 5800 летное время 1,5. а цена билета Екатеренбург - Москва летное время 2,5 часа цена билета всего 1600. Если посчитать, то у нас в 7 раз дороже проезд!!!

Еще по теме

  • 16+
  • Яндекс.Метрика
© 2005 - 2024 ООО «Братская студия телевидения»
СМИ Информационное агентство «Братская студия телевидения»
регистрационный номер ИА № ФС 77 - 84432 от 29.12.2022
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Главный редактор ИА "БСТ" Зимина Евгения Витальевна