Братчанин Андрей Паюков признан лучшим режиссёром на международном фестивале в Сочи. Победу ему принёс триллер «Подвал господина Гринберга». О творчестве и новых проектах сибиряк рассказал в интервью.
Андрей Паюков, режиссёр, сценарист, братчанин:
Это моя дебютная работа, я этой работой защищал свой диплом в киношколе.
«Гринберга» я начинал писать не один, и идея изначально была не моя, мы начали писать её втроём с моими однокурсниками. В итоге однокурсники в определённый момент ушли от этой идеи, перегорели, сказали, что им это стало неинтересно, отписали мне остатки своих прав и из того, что было на тот момент, я сделал лёгкую компактную историю.
Триллеры в наше время не особо хорошо смотрят, больше люди любят комедии какие-то, лёгкие фильмы, семейные, чтобы отвлечься от реальности куда-то подальше. Тем не менее я считаю, что фильм для своей аудитории получился не плох, и всё-таки фильм – это мой ребёнок, это моё творение.
Моя задача была показать, и главная героиня очень точно об этом говорит: «всякое зло должно быть наказано». И это не мои слова. Фильм снят частично по материалам уголовного дела такого не совсем приятного, с нехорошим концом, но это было. Всех подробностей я раскрывать не имею права, потому что я обещал. Эта история происходила не в Сибири, а в южной части России. По итогу мы взяли за основу некую правдивую историю и переложили с художественными доработками.
Большая часть фильма была отснята с актёром, главным актёром. Кажется, он довольно хорошо подходил на эту роль и был замечательным. По ряду причин мы с ним расстались посреди фильма, и все сцены, которые проходили с ним, 2/3 фильма, нам пришлось переснимать сначала.
Меняешь одного артиста, и фильм может получиться уже совсем другой и даже о другом.
Свой первый фильм, короткометражку, я снял в 2006 или 2007 году. Она называлась «Край, где время остановилось» – это время становления Братска, 50-60-е. Эта история тоже на реальных событиях создана. Когда эту работу я впервые показал в киношколе, где учился у Владимира Валентиновича Меньшова в мастерской, я очень волновался, потому что фильм снят был ещё задолго до учёбы. Когда закончился фильм, по-моему около получаса он идёт или 20 минут, Меньшов смотрел вот так, и эти вот несколько секунд, которые прошли после этого, были настолько волнительные, у меня сердце очень сильно колотилось. Я понимал, что все присутствующие, комиссия в студии, они оценивают этот фильм и ждут ответа Меньшова. Он сказал «неплохо», и я так выдохнул, и все зааплодировали, и тогда я понял, что у меня что-то получается.
В киношколе много преподавателей: Владимир Хотиненко, Дмитрий Астрахан – один из моих любимых преподавателей. Это такие серьёзные имена, именно с Меньшовым отношения сложные были, поскольку я был старостой в группе, он сам меня выбрал, и за всё немножечко по чуть-чуть попадало. Я благодарен, если бы он не был таким требовательным, я бы не получил такого опыта.
Лозунгом нашей киношколы является: «Мы обучим вас профессии, а талант остаётся за вами».
Мне ближе режиссура. Чтобы было понимание, сценарий – это то, как мы рассказываем историю. Даже какой-то простой анекдот один рассказчик может рассказать интересно, и публика за животы держится, а второй расскажет, и думаешь «ну, да». Содержание есть, а реализация – не очень.
Я люблю снимать, я в кино не потому, что я хочу самовыразиться, рассказать какие-то страшные истории или какие-то смешные истории. Самое главное для меня – это процесс. Люблю это, я дышу этим.
Проект, который мы дальше будем снимать, надеюсь, в 2024 году, – это комедия.
Сейчас ведётся разработка сценария, какие-то изменения ещё возможны, после этого будет кастинг и так далее.
Я полюбил снимать в Братске. В Москве лучше снимать в павильонах, больше для этого инфраструктура предусмотрена, всё оборудовано. Но здесь всё равно лучше, я братчанин и чувствую себя братчанином несмотря на то, что я по роду деятельности живу на два города, всё равно Братск я считаю родным, и это один из лучших городов в мире. Я люблю этот город.