Работники Братского театра "Тирлямы" раскрыли тайну создания куклы

Завтра кукольники всего мира отметят свой профессиональный праздник. Братский театр "Тирлямы" ежегодно представляет публике по четыре премьерных спектакля, и для каждой постановки на свет появляются от 3-ёх до 40-ка новых персонажей. О том, как создаются куклы, расскажет Татьяна Бакулина.

- А они действительно живут, это по-настоящему так, это есть.
У каждой куклы есть свой характер, своя душа, своя судьба. Так говорят актёры-кукловоды. Но начинается жизнь маленького персонажа с идеи будущего спектакля. Режиссёр разрабатывает рисунки с художником. Эскиз куклы, как подробный чертёж, отражает всё до мельчайших деталей. Для предстоящей постановки эскизы разрабатывал режиссёр и художник из Новосибирска Сергей Иванников. Для нового спектакля создадут почти 50 персонажей. 

Дальше за дело берётся конструктор кукол. Он делает так называемый "скелет" - каркас для будущего персонажа. Бывший архитектор Михаил Бондаренко уже 17 лет разрабатывает хитрые конструкции, чтобы кукла могла двигаться, открывать рот, сгибать руки.
"В общем-то здесь, хоть это и громко сказано, делается волшебство. Всё шевеление, моргание глазок, разговор куклы делается, конечно, здесь", - рассказывает Михаил Бондаренко, конструктор кукол.

Когда в "Тирлямы" на экскурсию приходят дети, этот цех остаётся для них тайной комнатой. Зрители не должны знать, как и почему куклы двигаются. Ведь это приводит их в восторг на самом спектакле.

- В сказке народ встречает царя. Одни из них начинают шевелиться - это два актёра работают, а передний план - они поклон делают.
Готовый "скелет" куклы обрастает плотью в бутафорском цехе. Материалы используются самые разные: дерево, пенопласт, поролон, ткань и даже простая бумага. Чтобы вырезать даже из податливого материала, например, запястье - уходит минут 15. Но от бутафоров зависит не только телосложение персонажа.

"Очень хочется поймать характер этой куклы. Мимика. Положения тела куклы. Когда актёр будет вести, тут уже актёр будет характер показывать, либо он сутулый, либо он пригибается - это уже работа актёра", - поясняет Лариса Савчук, художник-бутафор.

Теперь "маленького человечка" надо нарядить в сценический костюм. Следующий цех - швейный. Здесь маленьким персонажам мастерят одежду.

- Готовая кукла должна полностью соответствовать эскизу. Например, вот этот Кузьма почти полностью готов. Ему осталось доделать только мелкие детали - глазки и ручки, которые дорисует художник. В итоге, между эскизом и готовой куклой - два месяца работы и труд десяти человек.

Кукловоды театра "Тирлямы" уверяют, куклы оживают. Когда их никто не видит - они играют друг с другом, или прячут реквизит. Бывают, игрушечные актёры покладистыми и добрыми, бывают - капризными. Но бездушными - никогда.

"С куклой надо подружиться изначально. То есть, когда мастера-кукольники и бутафоры отдают куклу тебе в руки - ты её оживляешь, ты в неё вдыхаешь душу, ты делаешь её живой", - делится секретами Максим Минич, актёр-кукловод.

Несколько персонажей давно показанных спектаклей теперь хранятся в витринах театрального музея, а большая часть покоится на складе. Всего же за 45-летнюю историю театра "Тирлямы" здесь появилось на свет и сыграло свои роли - почти две тысячи различных кукол.

Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
ВКонтакте   Одноклассники   Телеграм   Дзен

Поделиться статьей

Еще по теме

  • 16+
  • Яндекс.Метрика
© 2005 - 2024 ООО «Братская студия телевидения»
СМИ Информационное агентство «Братская студия телевидения»
регистрационный номер ИА № ФС 77 - 84432 от 29.12.2022
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Главный редактор ИА "БСТ" Зимина Евгения Витальевна