Рекламный баннер

Летопись спорта: ветер, паруса и свобода передвижения

В присутствии этих спортсменов нельзя задавать вопрос: "Куда вы плавали?" - можно нарваться на грубость. Они только ходят. Пусть и по морю. Следующую главу "Летописи" мы посвятили парусному спорту. Партнёр проекта - "Группа Илим".

Рекламный баннер
Ветер, паруса и свобода передвижения. Братское водохранилище, пусть и искусственно созданное человеком, оказалось вполне себе подходящим для "морских романтиков". Ходить под парусом в Братске стали в 1960-х годах.

"В 1965 году была железобетонная яхта, я попал на неё и с тех пор здесь начался парусный спорт", - говорит Николай Мосейчук, один из первых "пионеров" парусного спорта в Братске.

В 1967-ом в Падуне появился яхт-клуб, у истоков которого стояли Алексей Гоголицын, Виктор Складчиков, Анатолий Дворянинов. Любые инициативы, начинания энтузиастов активно поддерживала мощная организация "Комбинат Братскжелезобетон". 

"Я стал начальником, построили здесь эллинги, сооружения, базу укрепили, в таком виде всё получилось", - рассказывает Василий Вихрев, в этом году начал свою 39-ую навигацию.

Почти сразу после основания клуба на борт парусных судов стали брать мальчишек, появилась детская секция. Матросов, юнг и старшин готовили массово.

"Особенно меня радовало, когда появились детские "Лучи", залив здесь был весь белый, в парусах, до 40 штук и все были при деле, три смены было детей", - вспоминает Николай Мосейчук, передал своё увлечение парусным спортом по наследству.

С годами парусный флот, который базировался в Падуне, ширился и креп. "Межсезонье" яхтсмены проводили продуктивно, благо в мастерах на все руки недостатка не было. Практически каждый год на воду спускалась новая яхта. Кроме трёх привозных парусников, остальные сделаны местными умельцами. 

"Под чутким руководством вроде и не сложно, просто работаешь, а потом начинаешь вникать в нюансы, где какая "бокситка", нормальная работа с деревом, пластиком. У нас они ремонтируются постоянно и если следить, то они вечные, яхты", - говорит Алексей Рыжов, "приложил руку" к созданию яхт "Омега", "Алиса" и многих других.

"Думал, как назвать яхту, пришло название "Меконг", которое, в общем-то, расшифровывается как "Мечта Константина Гультикова", то есть моя", - рассказывает Константин Гультиков, сначала хотел назвать свою яхту "Мечта".

С 1978 года в Братске стали ежегодно проходить соревнования крейсерских яхт - регаты. Кроме родной акватории братчане активно осваивали и другие маршруты, ходили в Усть-Илимск, по Лене, Енисею.
"В 1981 году мы ходили на областные крейсерские соревнования двумя экипажами, взяли Кубок в микро-классе. В 1983-ем тоже наши ребята ходили, и в 1992-1994 мы перевозили "Диану" на Байкал и две навигации отходили", - вспоминает Василий Вихрев, "вдоль и поперек" избороздил Братское водохранилище.

Ветераны парусного спорта отмечают - водохранилище меняется. Плавающие брёвна - топляки сейчас днём с огнём не сыщешь, да и рыбы раньше было больше.

"Обмелело. Раньше на яхте подходили в любом месте к берегу, а сейчас это редкий случай и загадили его ещё вдобавок", - полагает Николай Мосейчук, в 1969 году построил яхту "Рысь", которая до сих пор на ходу.

В 2005 году состоялся один из самых дальних и продолжительных походов в истории братского парусного спорта.

"Мы сходили по маршруту "Братск-Тикси" с выходом в море Лаптевых, Ледовитый океан. Раньше ходил и Алексей Владимирович Гоголицын этим маршрутом и Александр Иванович Фурсов в своё время, и мы прошли их путём, проторенной дорожкой. Это было в 2005 году и было посвящено 50-летию Братска", - говорит Роман Мингазов, участник юбилейной экспедиции.

Каждый капитан, опытный или начинающий, может перечислить только ему известные слагаемые удачной гонки или вспомнить курьез парусной "биографии".

"Никогда нельзя выходить в море с плохим настроением, брать свои проблемы с собой, вышел в море - значит всё это нужно оставить на берегу", - констатирует Михаил Короткевич, капитан яхты "Виктория".

"В одну из гонок мы сели на мель капитально, киль ушёл в глину сантиметров на 60, выбраться не могли, ветер был навальный, пришлось ставить парус не впереди яхты, а сзади, и яхта выходила с мели задним ходом. На моей истории таких курьёзов не было, выскочили, но потом в этой же гонке сломали мачту", - рассказывает Константин Гультиков, капитан яхты "Меконг".

В лучшие времена в Братске существовали 4 яхт-клуба, свой флот был у алюминиевого завода, лесопромышленного комплекса и завода отопительного оборудования. Ежегодно проводились детские соревнования, в том числе областного уровня. Из яхт-клубов сейчас остался только один, в Падуне, переименованный в клуб "Братск". Там же существует и детская секция, гораздо менее многочисленная, чем раньше. 

"Нет преемственности поколений, не успеваем ребятишек выращивать, поэтому у некоторых яхт нет экипажей, и они остаются на берегу. Средства, которые мы собираем с членов клуба, мы вынуждены тратить на детей, потому как, похоже, больше никому не надо", - высказывается Роман Мингазов, директор яхт-клуба "Братск".

"Наш яхт-клуб последним остался, где можно заниматься с пацанами и надо держаться", - заверяет Василий Вихрев, ветеран парусного спорта Братска.

Парусная навигация этого лета открыта. На 12 июля намечен второй этап летней регаты. Старт состоится в любую погоду.
Вадим Перфильев
Автор

Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
ВКонтакте   Одноклассники   Телеграм   Дзен

Рекламный баннер

Поделиться статьей

  • OldUser
    Вот на что нужно деньги из бюджета города выделять, а не на футбол...

Еще по теме

  • 16+
  • Яндекс.Метрика
© 2005 - 2024 ООО «Братская студия телевидения»
СМИ Информационное агентство «Братская студия телевидения»
регистрационный номер ИА № ФС 77 - 84432 от 29.12.2022
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций