Летопись спорта: прошлое и будущее братского автоспорта

Жажда скорости и адреналин. Именно это мотивирует многих сесть за руль и участвовать в гонках. В очередной серии нашего проекта "Летопись" мы решили обратиться к истории братского автоспорта, его прошлому, настоящему и будущему. Парнёр проекта - "Группа Илим".

Обычная машина не только средство передвижения, но и вполне пригодна для гонок. В Братске это начали доказывать 30 лет назад. В декабре 1983 года в городе впервые провели соревнования по любительскому ралли. Со стадиона "Металлург" в гонку тогда отправились десятки братчан на "жигулях", "москвичах" и "волгах". Сейчас сложно представить, но первые ралли длились почти сутки, маршрут достигал 500 километров. Гонщиков-любителей слышали и видели в Вихоревке, Порожках, Кобляково, Богучанах, часть пути проходила по нынешней федеральной трассе.

"Один раз у нас участник приехал на "Инвалидке", мол, я буду участвовать, ему говорят ты не пройдёшь там и там, поскольку такой класс не предназначен для ралли, мы не допустили его, за ночь человек кого-то уговорил, где-то нашёл машину, подремонтировал и утром приехал на соревнования уже на "Жигулях", мы были в шоке", - вспоминает Вячеслав Алексанов, организатор первых в Братске ралли.

С каждым годом ралли приобретали всё большую популярность. Появляются специально подготовленные автомобили и спортсмены-гонщики. В 1985-ом Братск принимает областные профессиональные соревнования, горожане состязаются в скоростном маневрировании и фигурном вождении автомобиля. Спустя год на официальном открытом чемпионате Иркутской области у нас будут гонять 56 экипажей. Свои команды выставят Находка, Новосибирск, Новокузнецк и другие города.

"Нагонявшись на трассе, на дороге я никогда не гонял. Раньше, до участия в спорте, я считал себя асом, молод был, гонял, дай бог. Я считал, что езжу отменно, а когда окунулся в автоспорт, я понял, что я не умею ездить, я просто гоняю", - рассказывает Михаил Костромин, в автоспорт "попал" в 1980 году, в команде АТУ-3 не хватало одного человека.

Годы шли, приоритеты менялись. Братские гонщики решили сделать ставку на автокросс, признав его более зрелищным и менее затратным, чем ралли. В 1988-ом советский автоспорт узнал о трассе "Сибирь" в 22-ом микрорайоне. Горожане вживую увидели заезды с участием спортсменов из Москвы, Казани и ещё десятка городов. Наши гонщики "покатили" по стране. Конкурировать с элитными и опытными спортсменами было очень сложно. Приходилось "давить полный газ", рисковать, ошибаться, "вставать на крышу" и переворачиваться.

"Капитально, наверное, раза три, чтобы так "в дрободан". Когда подвеска у тебя отваливается на большой скорости, и у тебя педаль газа дрожит, и ты понимаешь, что любое резкое движение, и ты на этой скорости уже ничего не соберёшь, думаешь, ё-моё, ведь там ты мог костей не собрать и там мог", - говорит Игорь Калембет, точно знает, что в гонке "время может останавливаться".
 
Братские гонщики пересаживаются в "восьмёрки" и как на хорошем трамплине буквально влетают в элиту советского, а позже российского автокросса. В период расцвета в нашем городе существовали 5 профессиональных команд. Местные соревнования, а их проводили до 6 раз в год, всегда рождали большой ажиотаж и потом были одной из самых обсуждаемых тем.

"Когда бывает мы гоняемся и в 20-30 градусов мороза и обычно в комбинезоне, шлем и всё, а выходишь как из бани и пульс 120-130 у человека", - говорит Александр Нехаев, за рулём с 1978 года, за руль гоночного авто сел в 1993-ом.

"Я тут попался, что пылью закрыло видимость, обзорность и мне казалось, что в этой темноте я достаточно довернул руля. Машина летела примерно выше третьего этажа, как показалось, изнутри ещё выше, всё обошлось благополучно, не для машины конечно", - рассказывает Игорь Калембет, один из первых братских гонщиков, кандидат в мастера спорта по автокроссу.

В 1990-ых автоспорт в Братске, по-прежнему, один самых популярных видов спорта. Наши гонщики известны и уважаемы в стране. У профессиональных команд - множество спонсоров, спорт поддерживают множество инициативных людей.

"В 48 лет я в первый раз сел за руль спортивного автомобиля, а он как спортивный был - просто "Москвич". Вклинился полной душой и мыслью в этот спорт, его сильно полюбил", - высказывается Александр Нехаев, бережёт спортивную машину для внука.

В конце 1990-ых автоспорт сдаёт свои позиции. Оставшись без поддержки, многие гонщики вынуждены завершить карьеру, продать или "забросить" свои автомобили. Но почти на "рубеже веков" успел состояться громкий успех нашей школы. Михаил Костромин после серебряного этапа Кубка России в Дмитрове и неудачной гонки в Краснодарском крае имел все шансы стать мастером спорта. Для этого надо было "всего лишь" хорошо проехать заключительный этап в Ростовской области.

"Температура под +50°С была, пески, жара, но там я первым пришёл и поставил точку так сказать. Второе, первое и шестое места мне обеспечили Кубок России, этого я в 1999 году достиг", - рассказывает Михаил Костромин, в автоспорте прошёл "огонь, воду и медные трубы", мастер спорта России.

Позже до мастера спорта "дожимает" Евгений Пономарёв. Перспективными гонщиками, кандидатами в мастера спорта, станут Сергей Семик, Виталий Пономарёв и другие. В 2003 году в Братске создаётся Федерация автоспорта. Которая с 2005 по 2009 годы проводит в городе зимний и летний этап Кубка России и чемпионаты Сибири. После чего автогоночная трасса в 22-ом микрорайоне потеряла свой статус, в последние годы на ней проходят соревнования максимум областного уровня. Но у инициативных и неравнодушных к спорту людей есть надежда сменить множество нынешних "минусов" на большой "плюс".

"Предположительно здесь будет автогоночная трасса, автокроссовая, плюс для джип-триала, плюс ипподром думаем сделать, вот это центр автоспорта будет. Перепады небольшие, но много виражей и много скоростных участков, вот прямо здесь будет финишная прямая и стартовая - зрелищно, красиво, повороты прямо на глазах у зрителей", - делится планами Вячеслав Алексанов, и.о. президента федерации автоспорта Братска.

Уже нынешней осенью на пока тихом пустыре на улице Хабарова планируют провести первую гонку. Поэтому основатели и спортсмены со стажем надеются, что в истории братского автоспорта последняя глава ещё не написана.

Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
ВКонтакте   Одноклассники   Телеграм   Дзен

Поделиться статьей

  • OldUser
    клево сняли)) не знал что в нашем городе есть чемпионы по автоспорту))
  • OldUser
    Да, Вечеслав постарел.....По молодости жару давал....

Еще по теме

  • 16+
  • Яндекс.Метрика
© 2005 - 2024 ООО «Братская студия телевидения»
СМИ Информационное агентство «Братская студия телевидения»
регистрационный номер ИА № ФС 77 - 84432 от 29.12.2022
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Главный редактор ИА "БСТ" Зимина Евгения Витальевна