Рекламный баннер

Рогатый «транспорт»: история Братского троллейбусного управления

Первый российский троллейбус запустили 13 апреля 1902 года в Санкт-Петербурге. Во времена СССР «рогатые» машины были самыми популярными у жителей Москвы и Северной столицы. В Братске троллейбусные линии появились в 1965-м.

Рогатый «транспорт»: история Братского троллейбусного управления
фото: yamtram.mashke.org
Рекламный баннер

Сегодня это привычный общественный транспорт для каждого жителя Братска. Но мало кто знает, что наш город – всего один из шести во всей Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, где протянуты линии контактных сетей.

Начало 

Ещё в 1965 году руководство Братска запланировало первую очередь строительства троллейбусных линий. Поручили проект Московскому институту Гипрокоммунстрой. Транспорт был необходим, чтобы доставлять многотысячную армию рабочих на промышленные гиганты: лесопромышленный комплекс и алюминиевый завод. Также линиями хотели связать посёлок Строитель и промбазу с городом и площадкой БрАЗа.

К концу 1960-х в южной части 21-го микрорайона подросло депо, рассчитанное на 100 троллейбусов. Начали тянуть контактные сети по улицам Комсомольской, Кольцевой, Мира, Подбельского, проспекту Ленина, а также от улицы Южной на посёлок Чекановский. В 1974-м комплекс сдали в работу.

Фото Братской студии телевидения

Фото из архива БТУ

БТУ

Братское троллейбусное управление основали в начале 1975 года. В феврале заработала тяговая подстанция № 1 мощностью 3600 киловатт. Первый маршрут соединял Центральный рынок и БЛПК. В парке было всего десять машин, зато модификации ЗИУ-682Б – самой современной на то время. Протяжённость контактной сети превышала 13 километров.

Через год заработала тяговая подстанция № 3, и БТУ запустило ещё два маршрута – третий и четвёртый. К 1981 году линии простирались уже на 33 километра, а парк состоял из 44 машин. В 1987-м открыли маршрут № 2, который до сих пор остаётся самым популярным у горожан.

В 2000 году сдали в эксплуатацию последнюю линию – через 26-й микрорайон.

Фото Братской студии телевидения

Кондукторы и гармошки

Раньше, чтобы заплатить за проезд, нужно было самому в ларьке на остановке купить билет и на входе в салон прокомпостировать его. В 1995–1999 годах БТУ одним из первых в России перешло на кондукторское обслуживание. Кондукторы по-прежнему принимают плату за проезд и выдают билеты.

Тогда же, в 1990-х, на дорогах Братска появились два шарнирно-сочленённых троллейбуса ЗИУ-6205. В простонародье – гармошки.

Фото из архива БТУ

Женская работа

Троллейбусы в Братске водят в основном женщины. Так сложилось исторически. Ещё со времен Советского Союза, когда не хватало рабочей силы, девушки начали водить троллейбусы и трамваи. И сегодня эта тенденция продолжается.

Фото из архива БТУ

Почти пятьдесят лет Братское троллейбусное управление обеспечивает ежедневную бесперебойную циркуляцию электрического общественного транспорта. Пять основных маршрутов действуют для того, чтобы в любое время с утра до вечера вы могли добраться до нужного пункта в Центральном районе Братска.

Вероника Архипова
Автор

ПУБЛИКАЦИИ, В КОТОРЫХ ТАКЖЕ УПОМИНАЕТСЯ

Читайте новости БСТ там, где вам удобнее всего.
Подписывайтесь на нас в соцсетях и мессенджерах. Для перехода кликните на иконку:
ВКонтакте   Одноклассники   Телеграм   Дзен

Рекламный баннер

Поделиться статьей

Еще по теме

  • 16+
  • Яндекс.Метрика
© 2005 - 2024 ООО «Братская студия телевидения»
СМИ Информационное агентство «Братская студия телевидения»
регистрационный номер ИА № ФС 77 - 84432 от 29.12.2022
зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций