«Не играют, а проживают»: донецкий театр привёз в Братск тяжёлую историю о мести и прощении

Гулкий набат поэтических строк, современная подача и невероятно тяжёлая история. Артисты из Донецка показали братскому зрителю реальность 2014 года, когда мирная понятная жизнь омрачилась заревами сражений.

Your browser doesn't support HTML5 video.

Сцена будто ощетинилась металлическими конструкциями. Старая мебель, испачканные зеркала – декорации с ноткой сюрреализма воссоздают реальность Донецка 2014-го, когда «город роз» погряз в пепле. Произведения, которые отразят весь спектр чувств и при этом не будут звучать со сцены поучительно, искали долго. Работы Анны Ревякиной, пишущей под обстрелами, подошли как нельзя лучше.

Максим ЖДАНОВИЧ, режиссёр драмы «Шахтёрская дочь»: «Это не трибуна, где мы учим и назидаем. Но мне кажется это важно – уметь не замкнуться в самом себе, выйти на что-то более высокое, сохранить в сердце своём и душе доброту и человечность. Там (в спектакле – прим. автора) строчка есть хорошая: „Иногда спичка забывает, что она – ветвь. Так и человек забывает, что он – человечество“».

Дончанке Марии было всего 22 года, когда в сражениях за родную землю погиб её отец-шахтёр. Героиня, утопая в ненависти, сама встаёт в ряды снайперов. Она мечтает родить дочь, тоненькую, как берёзка, или сына, которого назовёт в честь отца – Николашей. Но девичьим грёзам не суждено сбыться. В бою Мария погибает, переосмысливая при этом свой жизненный путь, – с этого постановка начинается и этим же заканчивается.

Валерия МАРИНКОВА, играет Марию в драме «Шахтёрская дочь»: «Она понимает, что она убила столько людей на этих эмоциях мести, что сама стала зверем, на которого даже жалко потратить пулю. Агрессия – это такая сила! И побороть её и понять, что всё-таки ты был в какой-то степени не до конца прав, очень сложно. Это был интересный момент».

Мария вспоминает мирное детство с родителями, начало страшных событий в Донецке, боль матери и собственное горе, которое привело молодую девушку на путь жестокости. Она вспоминает, как остервенело убивала. Помнит «своего последнего» – молодого и рыжего, который мог стать названным братом, другом или даже «чем-то большим».

На пути духовного воскрешения после зарева мести Марию сопровождают мистические герои – Светлый воин и Смерть. Они – и рассказчики, и неотъемлемые участники событий, и те, кто дают Маше прийти к Богу чистой, как в детстве.

Елена ГОРБАНЬ, играет Смерть в драме «Шахтёрская дочь»: «Это просто сущность бытия. Это неминуемо приходит и соприкасается вместе с войной, вместе с жизнью, вместе с болью. Здесь не страх, не агрессия, а просто принятие. Хорошо, когда есть Отец, какая-то сила, которая тебя направляет и помогает».

С драмой «Шахтёрская дочь» Донецкий молодёжный театр побывал более чем в 70 городах России. Реакция зрителей везде разная – от слёз и сочувствия до молчаливого непонимания, но равнодушным не остаётся никто. Ведь актёры не играют, а проживают знакомые эмоции, которые сопровождают их почти 11 лет. И это что-то задевает, меняет внутри тебя.

Соня, гостья спектакля «Шахтёрская дочь»: «Сама постановка очень крутая, мне понравился один из моментов, когда у девочки умер отец и она кричала. Для меня это был очень душераздирающий момент. Я пыталась не плакать, домой приеду и буду там рыдать в подушку!».

Евгения, гостья спектакля «Шахтёрская дочь»: «Подобрать слова непросто. Эмоционально, насыщенно, сложно, феерично. Ребята – молодцы! Вообще удивляет, что относительно молодой коллектив живёт сценой. Играют, как в последний раз! Очень круто и здорово!».

Это история о том, как война перемалывает судьбы и как трудно в этих условиях остаться человеком. Спектакль «Шахтёрская дочь» не просто рассказывает о боли – он заставляет задуматься о будущем, в котором нет места ненависти.

В свой юбилейный 55-й творческий сезон Донецкий республиканский театр впервые посетил Братск, Читу и Улан-Удэ, впереди – региональная столица. И для такой особенной встречи труппа подготовила два разных и в то же время схожих спектакля. «Левша» по мотивом одноимённой повести Николая Лескова рассказывает о непревзойдённых тульских мастерах, но, как и «Шахтёрская дочь», затрагивает темы предназначения каждого из нас, роли человека в жизни страны и, конечно, любви к Родине.

Владислав СЛУХАЕНКО, генеральный директор, художественный руководитель Донецкого республиканского академического молодёжного театра: «У ребят у всех в работе, и в целом у театра, многое ушло ненужного, наносного. Где-то мы что-то почувствовали все, что в жизни есть более главные моменты. Одна из главных сейчас задач нести доброе, светлое, вечное. Да, это такие шаблонные слова, но оно так и есть по своей сути».

Автор