Когда дополнительный сервис оборачивается лишними требованиями. Коллегия Верховного суда РФ рассмотрела иск пенсионерки из Москвы, которая отстаивала своё право на оффлайн-переписку с органами социальной защиты. И встала на сторону пожилой женщины. Об этом сообщает Братская студия телевидения со ссылкой на РИА «Новости».
В определении судебной коллегии Верховного суда по гражданским делам сказано, что пенсионеры не обязаны заводить себе личный кабинет на портале государственных услуг, если они этого не хотят. И государственные органы обязаны рассматривать заявления, написанные на бумаге, наравне с электронными.
Пожилая москвичка обратилась в суд в связи с отказом в назначении региональной доплаты к пенсии, положенной жителям столицы. Она имела право на эту доплату, но написала заявление на бумаге. И получила ответ, что принимают такие обращения исключительно в электронной форме, с использованием портала госуслуг. В результате ей было отказано в доплате, поскольку она на «Госуслугах» не зарегистрирована.
Примечательно, что три судебные инстанции, как и органы соцзащиты, отказали пенсионерке, не удовлетворив иск. А вот Верховный суд выступил в её защиту. Коллегия пришла к выводу, что принимать решение следует, учитывая жизненные обстоятельства человека. И следует с уважением относиться к нежеланию пенсионерки указывать персональные данные на портале.
Женщина опасается, что из-за недостаточных навыков работы в интернете может допустить роковую ошибку и стать жертвой преступления. А ещё переживает, что мошенники получат доступ к её документам – о случаях взлома она узнала из СМИ.
Верховный суд указал, что ни один законодательный акт не предусматривает обязанности для граждан регистрироваться на едином или региональном портале государственных и муниципальных услуг.
«Формальный подход не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона», – подчеркнули в резолюции Верховного суда РФ.
И отметили, что подобный формализм может привести к ухудшению материального положения человека, вопреки целям государства, заключающимся в создании условий для достойной жизни россиян.
«Подача пенсионером, отвечающим всем условиям для назначения региональной социальной доплаты, заявления о назначении этой меры социальной поддержки не в электронной форме, а в форме письменного заявления непосредственно в орган социальной защиты населения города Москвы не может служить безусловным основанием для отказа этому пенсионеру в её назначении без исследования и учёта его конкретных жизненных обстоятельств», – отмечается в определении суда.
Как скоро пенсионерка получит доплату – пока неизвестно. Дело направили на пересмотр в суд первой инстанции.
Отметим, что портал госуслуг, который изначально создавался из соображений удобства граждан, со временем превратился в некий инструмент ограничения прав. Так, россияне, не имеющие подтверждённого аккаунта на госуслугах, не могут участвовать в рейтинговом голосовании по федеральной программе «Формирование комфортной городской среды» за общественные территории. Альтернативных методов просто не предусмотрено. Кроме того, россияне сталкиваются с предложением сотрудников различных ведомств открыть в их присутствии те или иные документы в личном кабине на портале госуслуг – или разбираться в хитросплетениях электронного документооборота самостоятельно.