Без малого полуторакилометровое тело плотины Братской ГЭС холдинга Эн+ это не только сооружение, в котором пролегают коммуникации и водоводы, но и место прохождения участков федеральной трассы «Вилюй» и железной дороги. По первому за сутки проезжают более 25 тысяч автомобилей, в том числе многотонных фур. По второму – десятки пассажирских и грузовых составов. Нагрузка на бетонный гигант постоянно растёт. Её необходимо снижать, рассказал генеральный директор «Евросибэнерго – гидрогенерация» Сергей Кузнецов.
Сергей КУЗНЕЦОВ, директор ООО «Евросибэнерго-Гидрогенерация»: «Мы за этим следим, работаем с научно-исследовательскими институтами и определяем заранее те риски, которые могут возникнуть в случае увеличения интенсивности прохождения составов. По автомобильной дороге также значительно превышен тот порог плановый, который был изначально».
Идея о переносе автомобильной трассы и строительстве железнодорожного моста в нижнем бьефе ГЭС, по которым транспорт смог бы обходить гидроэлектростанцию, впервые была озвучена несколько лет назад. С тех пор проделана большая аналитическая работа, просчитаны риски. Как отметил первый заместитель председателя Совета Федерации Андрей Яцкин, проект грандиозный.
Андрей ЯЦКИН, первый заместитель председателя Совета Федерации России: «Мы проводили уже не одно совещание с представителем Минтранса, РЖД, профильных ведомств, с губернатором Иркутской области Игорем Ивановичем Кобзевым. И этот вопрос в повестке Совета Федерации. Очевидно, что есть разные варианты, но в сегодняшних условиях возможности и федерального бюджета, и регионального бюджета, и частных инвесторов – надо всё взвесить».
Игорь КОБЗЕВ, губернатор Иркутской области: «Мы говорим про ту инфраструктуру, которая сегодня несёт нагрузку. И об этом надо говорить. И мы будем, используя площадку Совета Федерации, и Минтранс, и соответствующие структуры дорожной отрасли, и, может быть, антитеррористические комиссии, будем будировать и говорить об этом, по крайней мере, для нас будет понятно, как нам дальше в этом направлении развиваться».
Проект строительства мостового перехода включён в национальную стратегию развития транспорта до 2030 года. И пока идёт подготовительная работа, энергометаллургический холдинг Эн+ ведёт постоянный мониторинг состояния плотины Братской ГЭС. Для этого привлекают в том числе сторонних специалистов.