Раннее утро среды в речном порту. Багаж, звонки встречающим, объятия провожающих и он, не похожий ни на одно из транспортных средств. "Метеор", бывший в своё время экспериментом, бороздит водные глади уже больше полувека. В том числе акваторию Братского водохранилища.
"Метеор" – однопалубный дюралевый речной теплоход на подводных крыльях, оснащённый дизельным двигателем. В автономном режиме, без дозаправки, он доставляет пассажиров на расстояние до 600 км по судоходным рекам и пресноводным озёрам. Наречённое в честь космического явления судно имеет сходство и с другими "обитателями неба": на панели в капитанской рубке – авиационные приборы.
За штурвалом, в роли которого руль от "Волги-21", Сергей Викторович уже 24 года. Сколько морских миль пройдено и сколько перевезено пассажиров, не считал, признаётся мудрый рулевой. Неизменным остаётся восторг от пейзажей и уверенность в судне. "Метеору" не страшны волны до двух метров высотой и мелководье.
Сергей ЧУПИКОВ, капитан, сменный механик теплохода "Метеор": «Теплоход в строю, если за ним следить, он ещё послужит. Экипаж теплохода: два моториста и проводница-кассир. Трудности бывают. И хорошая погода, и штиль. Бывает и волнение, туманы».
«Метеор 224», который курсирует между Братском и Иркутском, был построен в 1988 году. Максимальная скорость, которую может развивать это судно, 65 км/ч, двигаются на крейсерской – 60 км/ч. По морским меркам это очень высокий показатель. Вместимость судна – 127 пассажиров. У него три палубы: носовая, средняя и кормовая. В Иркутской области осталось всего два таких судна
С недавних пор производство "Метеоров" в России возобновили. Но большая часть летящих над водой – всё ещё родом из Советского Союза. В период с 1961-го по 1991-й выпустили 400 таких теплоходов. В центральной части страны их использовали и используют для туристических поездок.
В нашем регионе "Метеор" – порой единственный способ добраться до удалённых населённых пунктов. За 12 часов хода до Иркутска белый марафонец останавливается на 12 причалах. К слову, в Братском районе обновили часть пристаней. Совместно с Восточно-Сибирским речным пароходством администрация решила вопрос с ремонтом стоянок в Наратае, Прибойном, Южном.
Александр ДУБРОВИН, мэр Братского района: «Причалы были приспособлены с 70-х – 80-х годов, они были сделаны из барж, которые были в леспромхозах. Ни под какие нормы и требования это не подходило. Наратая, Южного в расписании ещё не было, они не подходили по требованиям, чтобы "Метеор" там останавливался. Мы провели работу с правительством Иркутской области, с губернатором, подключили сенатора Андрея Чернышева, и в прошлом году были изготовлены три новых причала».
Курсировать между Братском и Иркутском "Метеор" будет до 25 сентября. Отправление из столицы региона – во вторник и субботу, из Братска – в среду и воскресенье.
С 9 июня по 9 сентября также будут дополнительные рейсы: по четвергам – из Иркутска, по пятницам – из Братска. А когда навигация завершится, судна поставят в эллинги, чтобы готовить их к очередному сезону "полётов" над водой.