Испытание актерского естества, близкий контакт со зрителем и отсутствие права на ошибку. Первый для Братского драматического читакль, по словам всех причастных к его появлению, – опыт необыкновенно ценный. Из декораций – только четыре стула и микрофоны по числу персонажей. Главный инструмент – голос.
Наталья КОРЛЯКОВА, режиссёр: «Основное действующее лицо здесь голос. Эмоция, которая передаётся через голос, потому что это не должно быть монотонно. Это должно быть с особыми эмоциями, с проживанием, с конфликтом. Поэтому мы работали над текстом именно с точки зрения голосовой подачи».
В творческой биографии Натальи Корляковой читакль «Иллюзии» – очередная глава романа с подобным жанром. Его отличительная особенность – в манере подачи материала. Это не театральное действо, а художественное чтение. Пьесу Ивана Вырыпаева постановщик из Томска выбрала как инструмент отражения окружающего мира.
Наталья КОРЛЯКОВА, режиссёр: «Проблемы, которые он поднимает перед зрителем, слушателем, вообще человечеством, это те проблемы, которые проходят мимо нас, но мы не обращаем на них внимания. А он говорит: "Стоп! Вернитесь, послушайте, посмотрите. Это же вот так". Он заставляет нас немножечко поглубже внедриться в свое произведение и ощутить окружающий мир».
Драматург выуживает из океана эмоций и чувств те самые, которые заставляют задуматься. Для погружения в материал у актёров было совсем мало времени. Поэтому волнение, признаются, было чуть сильнее обычного.
Галина СОБОЛЕВА, актриса Братского драматического театра: «Большую часть этой работы мы делали сами. Нас, в основном, направлял режиссер. Мы начитывали, начитывали сами, приходили, показывали ей работу. Она снова поправляла, говорила: туда, не туда. Была свобода для актёра. Было интересно попробовать себя – как я это понимаю, как я это чувствую и проживаю».
Павел ЖИЛИН, актёр Братского драматического театра: «Просто оно так вот произошло. И я пока даже не успел понять, как это было. Наверное, не очень легко, а может, и очень легко, а может и очень легко».
История, которую рассказывают зрителю, не нова, но и не банальна: отношения двух пар, которые были вместе долгое время. А потом любящие теряют вторую половину. Как это пережить? Чем заполнить пустоту и нужно ли это делать? Ответы – на сцене. Читакль «Иллюзии» в Братском драматическом считают удачным экспериментом. В репертуаре театра подобный жанр отныне будет постоянной строкой.