Управляющие организации не обязаны отчитываться перед городской властью или "Жильцы заплатят за всё"

"Цены за квартиру – почему так дорого?" Сообщение с таким заголовком появилось на нашей интернет-странице в разделе «Народные новости». Автор сравнивает расходы на содержание жилплощади в Братске и других городах Иркутской области. Заметка негодования набрала почти 3 тысячи просмотров и 30 комментариев. Мы решили выяснить, действительно ли братчане переплачивают и как происходит начисление

Повышенное внимание жителей к коммунальной сфере Братска понятно и объяснимо. Весной этого года в управляющих организациях прошли обыски сотрудниками ОБЭП, которые заинтересовались налоговой отчётностью фирм. Осенью решил разделиться "Жилищный трест", зимой его примеру последовала и "ПКК". Возможно ли, что неразбериха повлияла на размер платы?

Роман МЕЛЬНИКОВ, председатель комитета ЖКХ администрации Братска: «Мы стараемся мониторить ситуацию и, исходя из той информации, которая есть в общем доступе, и можно сказать, что в Братске определённые работы по содержанию общего имущества, определённые услуги по стоимости выше».

Как нам объяснили в комитете ЖКХ, даже в двух соседних домах размер платы за содержание жилого помещения отличается. Одинаковой она может быть только в случае, если мы сравниваем идентичные дома по количеству этажей, размеру придомовой территории, количеству малых форм, составу общего имущества в одной и той же управляющей организации, а собственники выбрали в этих домах одинаковый перечень и периодичность работ. Если хотя бы возраст дома отличается, то и цена за квадратный метр будет разной. Старый жилой фонд требует повышенного внимания. Чем хуже состояние дома, тем больше денег требуется на его содержание от каждого жителя.

Роман МЕЛЬНИКОВ, председатель комитета ЖКХ администрации Братска: «Размер платы за работы по содержанию общего имущества не регулируются государством. Совсем. В разных управляющих компаниях, в разных городах одна и та же работа может стоить по-разному. Учитывая, что абсолютно никакого регулирования здесь нет, какой-либо отчётности, которая УК была бы обязана подавать в органы местного самоуправления, нет. Законом не установлено. Они нам не подотчётны».

Итак, городские власти практически отстранены от вопросов оказания управдомами услуг ЖКХ жителям – финансовые или правовые рычаги не предусмотрены законодательством. Контроль за работой управляющих организаций ведёт служба Госжилнадзора. В том числе, под пристальным взглядом службы - размер платы за содержание жилого помещения. В Братске она действительно может быть гораздо выше, чем, например, в столице региона, но ответственность за повышенные цифры в квитанциях 100%-но лежит на самих собственниках.

Наталья ЩЕРБАКОВА, советник отдела по надзору за формированием платы за жилищно-коммунальные услуги службы государственного жилищного надзора Иркутской области: «Управляющая организация не в праве в одностороннем порядке увеличить плату. Мы отслеживаем это по обращениям граждан. Если собственник считает, что ему начислена плата больше, чем утверждено общим собранием, он обращается к нам и предоставляет подтверждающие документы. Мы рассматриваем, поднимаем все протоколы собраний и сверяем соответствие».

Проверки жилищной инспекции и карательные меры – всё это борьба с последствиями нарушений. Самые распространённые среди которых - несвоевременная уборка и другие, рассказывают специалисты ведомства. А размер платы, объём и перечень работ, в том числе, ремонтных и в целом заказ на содержание – компетенция собственников. Решение на общем собрании принимается голосованием. Грамотно определить и сформулировать, какие работы в доме могут подождать, а какие в приоритете, способны далеко не все жители. При этом, выразить своё мнение должны не менее 50 % владельцев квартир. На практике собрать больше половины от общего числа собственников очень трудно. А прийти к решению, которое устроит жителя угловой квартиры с промерзающей стеной и его соседа с пятого этажа, у которого течёт крыша, ещё сложнее. К тому же на общие собрания приходят в основном люди старшего поколения. Молодёжи это не интересно, они платят вслепую, надеясь на честность управляющей организации. Зато, как написать жалобу, знают практически все.

Наталья БЕЛЯЕВА, советник отдела по надзору за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда службы государственного жилищного надзора Иркутской области: «Наш телефон знают все, жители постоянно звонят. Да, есть проблемы. Например, жители хотят сиюминутного решения вопроса. Такое не всегда возможно. Например, с текущим ремонтом подъезда. Собственники на собрании утвердили перечень работ, а ремонт подъезда туда не вошёл. Жители этого дома вдруг решили, что они хотят сделать ремонт в подъезде. Пишут в нашу службу. Мы смотрим протокол общего собрания, если там нет ремонта, мы так и объясняем жителям».

Управу на управляющую компанию ищут в Роспотребнадзоре, прокуратуре, интернет-порталах вроде ГисЖКХ. Ведь дружно вместе с соседями выстроить качественное управление своим жилищно-коммунальным хозяйством сложнее, чем, обнаружив проблему, отправить письмо в надзорную инстанцию через интернет.

 

Автор