Не попрощался. Вспоминаем Спартака Михайловича Арбатского

Этнографический музей «Ангарская деревня», художественное объединение «Колорит», книги, картины и десятки культурных свершений. Это лишь немногая часть наследия Спартака Михайловича Арбатского. Известного знатока искусства не стало 2 мая. Ему было 84 года

Тяжело говорить о людях такого масштаба в прошедшем времени. Потому что, когда общаешься с ними, кажется, что они были, есть и будут всегда. Потому что любая встреча с ними становилась событием. Спартака Михайловича Арбатского знали журналисты, знали ценители прекрасного, знали все, кто так или иначе интересуется историей Братска. Он оставил в ней свой след. Без Арбатского не было бы одного из главных символов города – «Ангарской деревни». Это ведь не просто орда деревянных строений. Это остов, на котором зиждется память о русском, с шершавыми руками и с запахом сена после дождя. Об истории музея Спартак Михайлович больше двух часов рассказывал нам в прошлом году, когда мы готовили материал к 40-летию этнографической жемчужины.

Спартак Михайлович АРБАТСКИЙ, один из создателей этнографического музея «Ангарская деревня»: «А она, родная, так стоит веками. Никому не нужно рая в шалаше. А кругом просторы, посудите сами. Что ещё всем нужно? Когда рай в душе».

Необделённый даром творца, он помог начать творческий путь десяткам талантов, создав объединение самодеятельных художников «Колорит». За более чем 30 лет существования группой единомышленников проведены десятки выставок, в том числе и за пределами Братска. Прикладное искусство, графика, живопись всегда с узнаваемым почерком. Теперь уже золотой фонд культуры города.

Краевед, охотник, прозаик и поэт. Эти грани личности Спартака Михайловича воплотилась в нескольких книгах. Последняя называется «Былое». Она вышла в свет в ноябре прошлого года.

Спартак Михайлович АРБАТСКИЙ, коллекционер, автор книги «Былое»: «Попытался в неё вложить больше тепла, душевности, справедливости, чести и совести. Чтобы она о себе говорила. Пусть она тоненькая, простая, но она что-то для меня значит».

Можно ли уместить на нескольких десятках страниц воспоминания о большей части жизни, сформулировать все свои мысли? Очевидно, что нет. В планах Спартака Михайловича были ещё книги. И встречи. И творения. Об этом и не только он рассказывал в последнем интервью для БСТ. Но… он ушёл. Ему было 84 года. Ушёл, а всё, что он сделал, осталось. Вместе с ощущением пустоты. Будто огромный кусок материка откололся и скрылся в тумане. Главное, чтобы этот туман не превратился в забвение.

Автор