И так перед каждым стартом. Децибелы всё выше, концентрация адреналина всё больше. Бег у ездовых собак в крови, рассказывает Григорий Воронцов.
Но о генах мы поговорим чуть позже, а пока о нарте. Именно так называются длинные и узкие сани, в которые запрягают собак. Конструктивно они практически не меняются уже сотни лет, а вот материалы с каждым годом всё прогрессивнее.
Григорий Воронцов, каюр: «Материалы сложные достаточно, сплавы определенные. Например, на полозьях сплав Б-95. Это аэрокосмическая промышленность. Крылья самолёта, лонжерон делают из него. Нагрузку чтобы выдерживали. Потому что тут и удары, и прыжки, нагрузки на полозья вообще серьёзные».
Нарта из аэрокосмических металлов, упряжь также из материалов повышенной прочности. Те же верёвки не простые, а кевларовые. Они выдерживают вес до нескольких центнеров.
В ездовом спорте уверенность крайне важна. Здесь мелочей не бывает. Даже запрягают собак по определённым правилам.
Дружная ватага собак возит Григория вот уже седьмой год. Состав упряжи периодически меняется. Начинал он с маламутами и хаски, сейчас запрягает ездовых метисов.
Григорий Воронцов, каюр: «На базе легавых создана путём многократного скрещивания. Главное в этих собаках, что она должна быть поджарая, лёгкая, сильная, выносливая, не агрессивная по отношению к людям. При этом обладать, как ни странно, минимальным покровом шерсти».
«Когда холодно, просто на неё надевается попонка, и она бежит в попонке. Носочки, нарукавнички, на уши, чтобы они не отмерзали, надеваем специальную трубу, чтобы не обмораживались уши».
Максимальная скорость, которую может развивать собачья упряжка под управлением Григория Воронцова, 30 км/ч. Форму набирают в межсезонье. Тренировки начинаются в августе. 3-4 раза в неделю по 40 километров.
Это только со стороны может казаться, что управление нартами это простой процесс. На самом деле, нужно координировать работу всех своих мышц и рук, и ног.
«Это некое воспоминание, мечта детства, начитавшись Джека Лондона. А второй момент – собаки это такие друзья, которые не дают спокойно сидеть на месте. То есть, они заставляют постоянно шевелиться. Хочешь - не хочешь, погода - непогода, но надо идти».
Едва вернувшись с соревнований «Ангарские бусы», где наш герой стал лучшим на дистанции 10 километров, Григорий начал готовиться к главным стартам сезона.
Григорий Воронцов, каюр: «Это "Baikal Race". Дистанция 155 километров. Проходит по льду Иркутского водохранилища с выходом на береговую зону. 3 перевала. С выходом на Байкал, через Листвянку. Интересный маршрут, очень сложный. Но это и даёт ему определенный шарм».
Помогать с тренировкой собак ему будет племянник Никита. Он в ездовом спорте всего полтора года, но уже с несколькими победами.
И это значит, что наверняка каюры из Братска еще раз удивят своими результатами. Стремление рассекать снежные просторы уже и у них в крови.