МНЕНИЕ Антона Соколова

Из письма в редакцию БСТ: "Здравствуйте. Я в прошлом врач, ныне пенсионер. Живу в Энергетике. Направляю вам свое МНЕНИЕ, во многом навеянное МНЕНИЕМ М. Ермаченко "О добрых отношениях между врачом и пациентом", опубликованным на сайте БСТ 18.11.2016 г. Если посчитаете возможным, опубликуйте мое "мнение" на своем сайте. Сразу скажу, что принимать участие в съемках я бы не хотел...

Мне кажется, что тему качественной медицинской помощи в частности, и правильной организации здравоохранения вообще стоит попробовать рассмотреть через призму классического вопроса: "Кому выгодно?"

Кому в первую очередь необходимо хорошо организованное здравоохранение и качественная медицина? Медику? Да, конечно. Когда твой труд организован правильно, твое рабочее место оборудовано как надо, условия труда удовлетворяют самым строгим требованиям, когда твоя профессиональная компетенция постоянно на высоком уровне и твоя добросовестная работа достойно вознаграждается, то работать – одно удовольствие. Тем не менее, медик, если что-то его не удовлетворяет, в принципе, всегда может сменить, как минимум, рабочее место, как максимум – профессию.

Кому ещё выгодно? Пациенту? О, да, несомненно. Пациент, конечно же, кровно заинтересован в своем здоровье и это совершенно естественно. Ему в первую очередь, необходимы хорошее здравоохранение и качественная медицина. При этом, в отличие от медика, пациенту, когда его что-то не удовлетворяет, изменить это "что-то" очень сложно. В особенности, потому что пациент, не зная, как и что работает, и что от чего зависит в здравоохранении и медицине, часто не понимает или понимает неправильно, кто виноват в его проблемах и что ему, пациенту, с этим делать.

Рассмотрим, например, проблему долгого ожидания пациентов в очередях в медучреждениях. Почему она возникает? Первое, что приходит в голову: медики медленно работают. Но когда каждый из нас, наконец, попадает к медику, он хочет, чтобы его внимательно выслушали, тщательно, не упуская ничего, осмотрели, хорошенько обдумали рекомендации и назначения, подробно и понятно их ему объяснили и ответили бы на все его вопросы. А ведь на все это нужно время – и немалое. Отсюда получается, что скоростной "конвейерный" прием пациенту тоже не нужен, значит ускорением работы медиков проблему долгих очередей решать нельзя.

В таком случае, наверное, можно попытаться решить эту проблему увеличением количества одновременно работающих медиков? Однако, где их, медиков, взять в нужном количестве? Особенно, если их уже и так недостаточно. Медицинские профессии требуют высокой квалификации. Высококвалифицированных специалистов просто так, с улицы, не наберешь. Учить их долго и дорого, да и содержать, в общем, недешево. Не говоря уже о том, что медики и их семьи нуждаются в нормальном жилье, их дети – в детских садах, школах и т. п. И всё это тоже надо где-то брать, и всё это стоит денег и немалых. Получается, что простое увеличение количества работающих медиков, проблемы долгого ожидания пациентов в очередях тоже не решает.

Решение проблемы очередей в медучреждениях на самом деле, конечно же, существует. Но оно отнюдь не так просто и очевидно, как рассмотренные выше два варианта. Более того, решение проблемы очередей невозможно, само по себе - в отрыве от решения других организационных и иных проблем, целых их комплексов. И медик, приема которого вы столь долго и мучительно ожидаете, один решить их не в силах. Он здесь не то, что не виновник, он – такая же жертва ситуации, как и вы сами.

Проблема грубого отношения к пациентам тоже весьма распространенная и болезненная в нашем здравоохранении. Постарайтесь вспомнить, где и при общении с кем вы чаще всего сталкиваетесь с грубостью? Регистратура, приемный покой, диагностические и процедурные кабинеты и т. п, то есть там, где работает преимущественно младший и средний медперсонал. Всё-таки именно во врачебных кабинетах, общаясь именно с врачами, вы сталкиваетесь с грубостью реже всего. Почему так происходит? Воспитание плохое? Несомненно. Но у всех ли у нас самих достаточное воспитание? Давно ведь известно: "Относись к людям, так, как хочешь, чтобы относились к тебе самому".

С другой стороны, присмотритесь внимательнее к работе, скажем, регистратуры своей районной поликлиники. Это же, извините, сумасшедший дом, а не работа. Регистратор непрерывно отвечает на телефонные звонки, общается с посетителями стоящими в очереди к окошку регистратуры, ищет или относит амбулаторные карточки пациентов. Очень часто карточки эти никак не желают быть найденными и поиски их затягиваются и затягиваются. При этом тот же регистратор вынужден заполнять еще и кучу всяких разных бумажек, давать справки, объяснять, разъяснять, советовать, оправдываться и т. д. При такой организации труда удивительно, что регистратура вообще хоть как-то работает. А уж ждать в таких условиях от бедного регистратора любезности и вежливости – и вовсе, мягко говоря, неоправданный оптимизм. И так во всем и везде, а не только в регистратуре. 

Одна из самых основных причин долгих очередей, грубости медперсонала и т. п. – дурная организация работы в медицинских учреждениях, в частности и во всем нашем здравоохранении, вообще. Решить эти вопросы самостоятельно медикам одним не под силу. И в этой ситуации, как и во множестве других, подобных, они жертвы и заложники - также, как и вы, пациенты. И пациенты, и медики одинаково заинтересованы в решении этих проблем. Значит, нужно не препираться, не конфликтовать, выясняя кто, кому и сколько должен и кто, перед кем и в чём виноват, а объединить усилия. А для этого нужен диалог. Диалог между медиками, их пациентами и властью. Это моё МНЕНИЕ…"

Автор