Из письма в редакцию БСТ: "Здравствуйте. Я в прошлом врач, ныне пенсионер. Живу в Энергетике. Направляю вам свое МНЕНИЕ, во многом навеянное МНЕНИЕМ М. Ермаченко "О добрых отношениях между врачом и пациентом", опубликованным на сайте БСТ 18.11.2016 г. Если посчитаете возможным, опубликуйте мое "мнение" на своем сайте. Сразу скажу, что принимать участие в съемках я бы не хотел...
Мне кажется, что тему качественной медицинской помощи в частности, и правильной организации здравоохранения вообще стоит попробовать рассмотреть через призму классического вопроса: "Кому выгодно?"
Кому в первую очередь необходимо хорошо организованное здравоохранение и качественная медицина? Медику? Да, конечно. Когда твой труд организован правильно, твое рабочее место оборудовано как надо, условия труда удовлетворяют самым строгим требованиям, когда твоя профессиональная компетенция постоянно на высоком уровне и твоя добросовестная работа достойно вознаграждается, то работать – одно удовольствие. Тем не менее, медик, если что-то его не удовлетворяет, в принципе, всегда может сменить, как минимум, рабочее место, как максимум – профессию.
Кому ещё выгодно? Пациенту? О, да, несомненно. Пациент, конечно же, кровно заинтересован в своем здоровье и это совершенно естественно. Ему в первую очередь, необходимы хорошее здравоохранение и качественная медицина. При этом, в отличие от медика, пациенту, когда его что-то не удовлетворяет, изменить это "что-то" очень сложно. В особенности, потому что пациент, не зная, как и что работает, и что от чего зависит в здравоохранении и медицине, часто не понимает или понимает неправильно, кто виноват в его проблемах и что ему, пациенту, с этим делать.
Рассмотрим, например, проблему долгого ожидания пациентов в очередях в медучреждениях. Почему она возникает? Первое, что приходит в голову: медики медленно работают. Но когда каждый из нас, наконец, попадает к медику, он хочет, чтобы его внимательно выслушали, тщательно, не упуская ничего, осмотрели, хорошенько обдумали рекомендации и назначения, подробно и понятно их ему объяснили и ответили бы на все его вопросы. А ведь на все это нужно время – и немалое. Отсюда получается, что скоростной "конвейерный" прием пациенту тоже не нужен, значит ускорением работы медиков проблему долгих очередей решать нельзя.
В таком случае, наверное, можно попытаться решить эту проблему увеличением количества одновременно работающих медиков? Однако, где их, медиков, взять в нужном количестве? Особенно, если их уже и так недостаточно. Медицинские профессии требуют высокой квалификации. Высококвалифицированных специалистов просто так, с улицы, не наберешь. Учить их долго и дорого, да и содержать, в общем, недешево. Не говоря уже о том, что медики и их семьи нуждаются в нормальном жилье, их дети – в детских садах, школах и т. п. И всё это тоже надо где-то брать, и всё это стоит денег и немалых. Получается, что простое увеличение количества работающих медиков, проблемы долгого ожидания пациентов в очередях тоже не решает.
Решение проблемы очередей в медучреждениях на самом деле, конечно же, существует. Но оно отнюдь не так просто и очевидно, как рассмотренные выше два варианта. Более того, решение проблемы очередей невозможно, само по себе - в отрыве от решения других организационных и иных проблем, целых их комплексов. И медик, приема которого вы столь долго и мучительно ожидаете, один решить их не в силах. Он здесь не то, что не виновник, он – такая же жертва ситуации, как и вы сами.
Проблема грубого отношения к пациентам тоже весьма распространенная и болезненная в нашем здравоохранении. Постарайтесь вспомнить, где и при общении с кем вы чаще всего сталкиваетесь с грубостью? Регистратура, приемный покой, диагностические и процедурные кабинеты и т. п, то есть там, где работает преимущественно младший и средний медперсонал. Всё-таки именно во врачебных кабинетах, общаясь именно с врачами, вы сталкиваетесь с грубостью реже всего. Почему так происходит? Воспитание плохое? Несомненно. Но у всех ли у нас самих достаточное воспитание? Давно ведь известно: "Относись к людям, так, как хочешь, чтобы относились к тебе самому".
С другой стороны, присмотритесь внимательнее к работе, скажем, регистратуры своей районной поликлиники. Это же, извините, сумасшедший дом, а не работа. Регистратор непрерывно отвечает на телефонные звонки, общается с посетителями стоящими в очереди к окошку регистратуры, ищет или относит амбулаторные карточки пациентов. Очень часто карточки эти никак не желают быть найденными и поиски их затягиваются и затягиваются. При этом тот же регистратор вынужден заполнять еще и кучу всяких разных бумажек, давать справки, объяснять, разъяснять, советовать, оправдываться и т. д. При такой организации труда удивительно, что регистратура вообще хоть как-то работает. А уж ждать в таких условиях от бедного регистратора любезности и вежливости – и вовсе, мягко говоря, неоправданный оптимизм. И так во всем и везде, а не только в регистратуре.
Одна из самых основных причин долгих очередей, грубости медперсонала и т. п. – дурная организация работы в медицинских учреждениях, в частности и во всем нашем здравоохранении, вообще. Решить эти вопросы самостоятельно медикам одним не под силу. И в этой ситуации, как и во множестве других, подобных, они жертвы и заложники - также, как и вы, пациенты. И пациенты, и медики одинаково заинтересованы в решении этих проблем. Значит, нужно не препираться, не конфликтовать, выясняя кто, кому и сколько должен и кто, перед кем и в чём виноват, а объединить усилия. А для этого нужен диалог. Диалог между медиками, их пациентами и властью. Это моё МНЕНИЕ…"
<br />
И как вы предлагаете это сделать? Ваш пассаж про "уверованную клятву Гиппократа" я вообще не понял. Если можно, уточните, что вы этим хотели сказать?
Хорошо, будем считать, что организаторы здравоохранения в вашем леч. учреждении уже вам так ответили. <br />
Вы, в качестве, решения выбрали конфликт. Ладно. 1. вопрос: С кем будете конфликтовать? 2. вопрос: как будете реализовывать этот конфликт?<br />
В таком случае, я бы предложил, прежде всего выяснить: 1. Имею ли я право, на то, что хочу получить? И если да, то 2. От кого зависит решение моего вопроса? <br />
Если вы имеете право на то, чего бы вы хотели, но не можете добиться его удовлетворения от конкретного исполнителя, который может и должен решить ваш вопрос, у вас есть возможность, как у полноправного гражданина, требовать от власти защиты этого вашего права. На выбор: страховая мед. организация, где вы застрахованы, прокуратура, суд, местные органы власти, СМИ. Примерно так.<br />
Я добьюсь для себя если куда надо будет. Но ведь должно быть для всех удобно и доступно.
Сразу оговорюсь, что в отношении "касается не только здравоохранения" я с вами, конечно же, согласен. Но в данной дискуссии речь идет конкретно о здравоохранении. Нет?<br />
Касательно "Может стОит, несмотря ни на что нормально делать свою работу? У меня, почему-то, не вызывает сочувствия хамящий мне регистратор или явно неквалифицированный врач" скажу следующее. Любому работнику, не только медику, чтобы делать свою работу нормально, нужны прежде всего нормальные условия для этой работы. Вы заведомо не добьетесь не то чтобы доброжелательного отношения и искреннего желания помочь от замотанного и затурканного работника, который крутится как белка в колесе и все равно ничего не успевает, но и вообще не сможете полноценно решить свои проблемы и вопросы, с которыми к нему обращаетесь. Как бы вы при этом с ним не конфликтовали. Точно то же самое и в отношении квалификации врача. Если вы его обругаете, то квалификации у врача от этого явно не прибавится, зато желания помочь именно вам убавится -- и, может быть, даже значительно.
Но опять-таки, если вы и ваши сторонники обратитесь с этим вопросом к рядовому медику, он не сможет вам ничем помочь, даже если вы будете оскорблять его словами или действием.<br />