Уличные торговые киоски: удобно, но не всегда красиво

Уличные торговые ларьки - явление для Братска многолентее и привычное. Мороженое, хлеб, газеты и журналы. Купить в небольших павильончиках по дороге домой, или на работу, или просто прогуливаясь по улице, можно много чего. Удобно. Но сегодня речь пойдет об эстетической составляющей, чего требуют новые правила благоустройства. Как выглядят киоски в Братске, украшают ли они город и каковы в этом плане перспективы.

Your browser doesn't support HTML5 video.

С момента появления первых коммерческих киосков  в Братске прошла четверть века. Ларёк начала девяностых - примитивная металлическая будка с небольшой витриной, дверью и окошком для приема денег- выдачи товара. Тогда покупателей больше интересовал ассортимент, чем внешний вид торговой точки. Времена изменились. 
 
Уличный опрос:
"А таких уже не стало, железные были разные. Конечно, некрасивые. Как прилетел вчера из Южной Кореи, есть с чем сравнить. - Ну и как, сравните. - Конечно, России нужно возрастать и подниматься".
"Магазинов вполне достаточно, даже очень. Киоски не нужны".
"Показывают, что было до вот этих магазинов. К примеру, новый магазин, на этом фоне киоск старый. И будущее и прошлое, как было и что стало". 
"Да куда их уже?! Нет, не надо. Итак, магазинов хватает и круглосуточных и всяких".
 
Активно за ларьки местные власти взялись 10 лет назад. Чиновники решили, что торговых киосков слишком много и  расположены они хаотично. С тех пор объектов поубавилось - почти в три раза. Сейчас их около 250. Часть ларьков убрали сами предприниматели, когда бизнес стал невыгодным. Некоторых заставляет демонтировать торговые точки администрация. В основном, если нет договора на аренду земли.
 
"После месяца того, как предприниматель сам не убрал, мы эти документы отправляем в правовое управление, а дальше уже они проводят судебную процедуру, и по суду, чтобы предприниматель этот киоск убрал", - говорит Игорь Пешко, заместитель председателя комитета по управлению Падунским округом.
 
Понятно, что брошенные ларьки - ржавые и исписанные - красивее улицы Братска не делают. Да и действующие, порой, тоже. Похоже, сейчас на пике ларёчной моды оформление рекламным баннером. Основа оббивается сайдингом, сверху натягивается полотно. Быстро и ярко. И не важно, правильно ли написано "картофель фри", главное - привлечь клиента. 
Но постепенно западная мода приходит и к нам. На одной из центральных улиц год назад установили вот такой кофейный киоск. Парочка "стаканов" появилась и в Энергетике. Но подобных торговых точек в Братске пока единицы. Большинству предпринимателей почему-то не до красоты. 
 
"Эскизный проект является приложением к заявлению, которое он приносит. Комиссия наша рассматривает все предложения. Но в большинстве случаях, их 90%, следуют отказы. Прилагаются фотографии, не эскизные проекты. А допустим, фотография страшного ларька, купавы, которая на складе стоит, облезла от старости и вот, нам предлагают её включить в схему, чтобы её поставили. Мы отказываем таким", - комменирует Владимир Вершинин, председатель комитета по градостроительству.
 
Вроде бы понятно: покупателя нужно привлекать не только ассортиментом, но и внешним видом торговой точки. На деле же, мест, где применены интересные архитектурные решения  - в городе по пальцам пересчитать. Это не уличные киоски - магазины и кафе. 
Возможно, всё изменится, когда в Братске будут приняты новые правила благоустройства. В статье 14 документа подробно прописано, где и по каким правилам должны размещаться нестационарные объекты торговли, какой должна быть вывеска, и самое главное - каким должен быть внешний вид.  
 
В проекте, который  пока ещё не утверждён братской думой, говорится: объект должен быть выполнен с использованием современных отделочных материалов, подсветка витрин - обязательна! Также киоск по максимуму должен быть стеклянным и сверкать огнями и рекламными вывесками. Правда, пока непонятно, будут ли новые требования относится ко всем объктам без исключения или только к тем, которые появятся в дальнейшем.

Автор