С 1 мая в России отменяется непосредственное управление многоквартирными домами

С 1 мая в России отменяется непосредственное управление многоквартирными домами. Это словосочетание - "непосредственное управление" - появилось в обиходе 3 года назад. Сначала его усиленно предлагали гражданам, теперь же законодательно отняли. Краткий экскурс в историю вопроса проведет Татьяна Бакулина.

Your browser doesn't support HTML5 video.

Впервые о непосредственном управлении многоквартирными домами заговорили два с лишним года назад. До того времени управляющие компании были ответственны за сбор жилищно-коммунальных платежей и расчёт с ресурсниками. C 2013 года квитанции "расщепили" и горожане стали платить за холодную воду и водоотведение - "Братскводсистеме", за тепло и горячую воду - "Иркутскэнергосбыту" на их счета. А управляющей компании - только за текущий ремонт и содержание жилья. Общая сумма платежей осталась прежней, но вся ответственность за содержание дома в надлежащем состоянии легла на плечи собственников, хотя управляющие компании никаких обязательств с себя не сняли.

"Будут три квитанции, но схема оплаты для жителей останется той же - через те же терминалы, кассы и так далее", - поясняет Альберт Борозна, руководитель УК "Жилтрест".

Массовый переход на непосредственное управление повлёк поток жалоб в прокуратуру. Последовали судебные разбирательства, в которых суд принимал сторону истцов - горожан, не желавших переходить на непосредственное управление. Так, несколько домов в Падунском и Центральном округах остались под управлением коммунальщиков.

Горожане опасались, что после перехода на непосредственное управление дом мог выпасть из федеральной программы капитального ремонта, но она к тому времени и так уже фактически закончилась. Собственники жилья сопротивлялись переходу, а теперь, когда взносы по капремонту стали обязательны для всех, задаются вопросом - для чего вообще это всё было нужно?

Оказалось, что нужно это было в первую очередь тем управляющим компаниям, которым приходилось иметь дело с неплательщиками. Жители многоквартирных домов в большинстве платили за воду по нормативам, а потребляли, бывало, меньше норматива. Управляющая компания при прямом управлении, как посредник, отдавала ресурсникам плату за фактически потреблённое количество воды. А с разницы между нормой и потреблением могла образоваться маржа. С этой прибыли ещё можно было платить ресурсникам за должников. Но когда расчёты стали вестись по общедомовым приборам и эта прибыль исчезла. В итоге, ответственность по чужим долгам могла разорить компанию в течение месяца. Ведь долги жителей перед ресурсниками составляют не один десяток миллионов рублей. Перевод жилфонда на непосредственное управление избавило коммунальщиков от разбирательств с должниками - теперь сами ресурсники должны были работать с задолжавшими потребителями.

Теперь, с 1 мая нынешнего года, управляющие компании снова станут посредниками между жильцами и ресурсниками. Право платить напрямую "Водоканалу" и "Энергосбыту" останется только у жильцов домов, в которых не больше 16 квартир. А таких - меньше трети жилфонда Братска.
Автор