Спецрепортаж: Битва за пассажиров

Борьба конкурентов или небывалая щедрость? Над ситуацией, сложившейся на рынке пассажирских перевозок, ломают голову горожане. Ведь впервые цены на проезд поползли не вверх, а вниз! Сейчас из Братска в Энергетик можно уехать по четырем разным тарифам. И вроде все довольны. Но невольно вспоминается поговорка про бесплатный сыр и мышеловку. Так ли уж беспочвенны наши опасения - узнаете в специальном репортаже.

Your browser doesn't support HTML5 video.

Пассажиры путаются в ценниках. Сейчас из Братска в Энергетик можно уехать за 38 рублей, за 36, за 25 и за 20. Такое многообразие в Братске впервые. Что происходит, до сих пор людям никто толком не объяснил.
"Все вопросы к начальству. Предпраздничные дни. - То есть это к праздникам? - Не знаю. Сказали возим по 20, аренды нет, поэтому возим по 20. Я же не могу ругаться с начальством", - высказывается Виталий Санаев, водитель.
"Это конкуренция. - А чего добиваются? - А то, чтоб все разбежались, никто не работал. Кто работать будет? В убыток работаем. Только на заправку. Бензин стоит 28, а проезд - 20", -  высказывается Александр Посякин, водитель.
"Конкуренция, просто конкуренция. - А не сильно жёстко? - Да нет, само то, нам нормально, жителям города", - считает Владимир Янов, пассажир.
"Конечно, нормально. Очень даже прекрасно. И сделали бы муниципальные тоже такую же цену! Мы бы не против были", - говорит Надежда Дадашева, пассажир.
Самый дешёвый проезд - в "Фиатах", принадлежащих крупному частному перевозчику. Однако он отказался на камеру комментировать свою щедрость. Вот цитата из нашего телефонного разговора.
"Это связано с конкуренцией. По-моему, никому от этого не плохо. Или народ хочет, чтобы цену подняли? Зачем ворошить это всё?" - высказывается Сергей Давыденко, генеральный директор ООО "Пассажирские автобусные перевозки".
Сейчас у этого перевозчика 78 автобусов, около 15-ти из них ездит в Энергетик. Для сравнения: у его ближайшего конкурента - всего 3 автобуса. Обещают - в ближайшее время привезут ещё 11:
"Конкурентная война идет между двумя предприятиями ООО "ПАП" и "СибСтройКар", то есть одно предприятие более крупное давит более маленькое, роняет цены, чтобы нас выжить с этого маршрута. Они хотят вообще монополистами быть в городе по перевозкам. Никто не сдаст, наверное, позиций, будет это продолжаться до последнего", - комментирует Дмитрий Тайцман, директор ООО "СибСтройКар".
У этого частника - "Хёндаи", раньше были ещё и "Газели", но их вытеснили с рынка новенькие "Фиаты". Этой весной их просто выпустили в рейс, несмотря на то, что выход администрация города не согласовала. Позже свое слово сказали антимонопольщики: так и должно быть! Чем больше конкуренция, тем лучше для пассажиров. Однако у сторонних наблюдателей автобусного противостояния другое мнение.
"Есть определенное количество маршрутов, они делят эти места на маршрутах. И то, что происходит сейчас на этом маршруте - это просто, с одной стороны, пиар-ход, не более того, которая ни к чему хорошему не приведет, и выживёт тот, у кого финансовая сторона сильнее. Предприятие не может вечно работать себе в убыток. Если оно будет работать, то оно рано или поздно само себя и съест", - поясняет Олег Дубынин, директор частного автотранспортного предприятия.
Но есть и более опасные последствия. Так, в Иркутске и Красноярске в порядке вещей автобусные гонки. Водители маршруток нередко попадают в аварии в погоне за пассажирами, а иногда доходит и до мордобоя. Так водители выясняют отношения и доказывают, у кого на дороге больше прав.
На братских дорогах до такого экстрима пока не доходит, но аварии с участием автобусов случаются и уже начинаются мелкие конфликты. Водители нередко становятся в три ряда или подрезают друг друга.
"Здесь вот на месте просто подрезают. Раньше встаёт кто-то, кто-то позже, как получится. Надо чтобы стабильность была, одинаковые хотя бы расценки, тогда может быть порядок был бы", - говорит Сергей Логунцов, водитель.
Сейчас белой вороной выглядят муниципальные автобусы, в них проезд самый дорогой - 38 рублей. Но идти на поводу у частников администрация не намерена.
"Снизить тариф на данный момент у предприятия нет возможности. Это отразится на качестве, на безопасности перевозок. Если будут установлены злостные нарушения условия пассажироперевозок частными перевозчиками, мы имеем право обратиться в регулирующий орган по отзыву лицензии", - сообщает Ирина Крачевская, начальник комитета ЖКХ администрации Братска.
Такая же позиция у ГИБДД. По нашей просьбе инспекторы уже мониторят движение автобусов. И скорость их передвижения. Жаловаться на перевозчиков может и любой братчанин в Госавтодорнадзор. Раньше его филиал был в Братске, но с лета представительство закрыли, теперь можно звонить и писать только в Иркутск. Возможно, поэтому впервые частные перевозчики остались без установленного максимального тарифа. Обычно этим занимается Иркутская служба по тарифам. Но на её сайте мы не обнаружили соответствующий приказ. Более того, в пресс-службе нам рассказали, что братские автобусники присылали свою заявку, но потом отозвали её под предлогом, что собран не весь пакет документов.
- В итоге максимальный тариф для частников вообще не установлен. Это считается нарушением правил пассажироперевозок, можно жаловаться в прокуратуру. Пока этого никто не сделал. Значит, после небывалого предновогоднего снижения цен стоимость проезда может взлететь теоретически до любой высоты.
Автор