Спецрепортаж: жизнь в очередях

Братск далеко не мегаполис, но один из признаков большого города мы победить не можем! У нас неистребимы очереди! Горожане подолгу простаивают в разных учреждениях за справками, посылками, паспортами и деньгами. В чём причина очередей и можно ли от них избавиться - выясняла Ксения Шилова.

Your browser doesn't support HTML5 video.

Вот так выглядит штурм медкабинета - привычное дело для многих братчан. Пациенты толкаются с раннего утра, порой, у них сдают нервы.
"Просто нормальный человек должен всё организовать, всё по-человечески делать, а не как всё у нас всегда делается через одно место!" - возмущается Руслан Даминов, пациент.
Подолгу ждать своей очереди приходится не только в поликлиниках и больницах. Горожане жалуются на сбербанк, паспортный стол и многие другие инстанции. Юристы говорят, из-за проволочек многие даже отказываются обращаться в суд. Пока соберёшь одни бумаги - выход срок действия других! Так, в Братске одна старушка взялась выселять из своей квартиры давно уехавшего внука, но не выдержала напряжения и... в суд лично уже не пошла, отправила документы почтой.
"Бабушка старенькая, ей тяжело, но всё-таки ей пришлось пройти все эти инстанции. В частности, проблемы возникли в ЖЭКе, потому что там, во-первых, за всё нужно платить, как обычно. Ну, и очереди - это естественно. Причём, документы не сразу оформляют надлежащим образом, приходится ходить переоформлять - также и очереди, и всё", - рассказывает Елена Есева, юрист.
С 1 октября по приказу президента федеральные ведомства должны были перейти на электронный документооборот. Регионам и муниципалитетам дали отсрочку - до лета следующего года. А пока что у нас в ходу другие технологии!
- Риэлторы говорят, попасть в юстицию без очереди - тоже целое дело. На этой почве в Братске появился даже новый вид бизнеса! Некоторые умельцы предлагают за деньги отстоять за вас очередь. И говорят, занимать здесь место, порой, приходится с вечера. Ночной караул раньше стоил 500 рублей, сейчас услуга подорожала до 700 рублей.
Однако есть и другая сторона медали. Вот так, например, в январе выглядели коридоры пенсионного фонда на Комсомольской. Люди подолгу ждали приёма. Сейчас - совсем другая картина. Руководство уверяет: всё благодаря переходу на электронную систему обмена документами. Договоры есть с рядом школ, ЗАГСом, миграционной службой. Многие частные предприятия тоже осваивают новые технологии.
"Пользуются электронным документооборотом. То есть не надо приходить сюда, стоять в очереди, сдавать отчётность за предприятие, когда можно это послать через Интернет за подписью, электронно-цифровой подписью. Наши специалисты смотрят, есть ли там ошибки, поправляют, корректируют. А раньше это были такие очереди! В коридорах бухгалтера стояли здесь, сдавали", - рассказывает Анатолий Лойчиц, начальник Управления Пенсионного Фонда в Братске и Братском районе.
Но только новыми технологиями проблему не победить. Оказывается, людям нравится стоять в очередях. Такое наблюдение сделали местные врачи.
"Пациенты в основном пенсионного возраста, наверное, хотят между собой пообщаться, приходят часа на два раньше приёма. Спрашиваешь: чего вы здесь так рано? Во сколько у вас приём? - Ну, так, на всякий случай, вдруг свою очередь пропущу", - говорит Лариса Павлова, зам. главного врача по поликлинической работе горбольницы №1.
Выходит, проблема очередей волнует не только простых горожан, но и руководителей учреждений, где скапливаются люди. Но пока не налажен диалог между этими двумя сторонами - решить проблему сложно. Наша телекомпания решила взять инициативу на себя.
"Со следующей недели уже запускаем проект с названием, которое говорит само за себя - "Жизнь в очередях". Стоите в очередях? Вас это достало? Вам грубят? Вам не говорят, что нужно сделать, чтобы не проводить жизнь в очередях? - Снимайте, звоните! Снимайте на мобильные телефоны, звоните нам в редакцию. Мы призовём к ответу и чиновников, и ответственных лиц", - рассказывает Сергей Привалов, зам. генерального директора по информ.вещанию БСТ.
Раз в неделю мы будем наведываться туда, где есть заторы. И узнавать, а что конкретно сделано, чтобы убрать лишний ажиотаж. Как показала практика, многие учреждения охотно идут на контакт. Возможно, вместе нам удастся искоренить проблему и заодно улучшить позорную статистику. Год назад международные исследователи признали наши очереди самыми медленными и длинными в Европе.
Автор