Льготники обходятся городу дорого

В автобусах, курсирующих на дачных маршрутах, не протолкнуться, жалуются горожане. Все места заняты пенсионерами. Транспортники подтверждают - льготники злоупотребляют своим правом. Мы узнали, как сделать дачные маршруты одинаково доступными для всех.

Борьба за сидячее место в автобусе начинается с самого утра. Престарелые садоводы здесь выходят победителями. Остальные пассажиры, многие из которых едут с детьми, ютятся в переполненном салоне.
"Внук или внучка приносят им рассаду к автобусу, бабушка, не выходя из автобуса, забирает эту рассаду. Дедушка на другом конце её встречает, рассаду забирает. Она вот так может кататься полдня", - рассказывает Людмила Белявская, контролёр-кондуктор.
Для льготников сегодня действует единственное ограничение - в выходные дни они не могут пользоваться бесплатным проездом. Другая непопулярная мера - закрытие маршрута или перевод его на коммерческую основу. Чиновники не торопятся ни с тем, ни с другим.
"В основном бабушки и дедушки нас обеспечивают продуктами. Себя, своих детей и внуков, частично горожан, реализуя излишки на рынке. Плюс многие дети отдыхают на дачах, не болтаются в городе. Уменьшается риск травматизма и прочее", - поясняет Сергей Фрейберг, консультант отдела транспорта.
Ежегодно правительство издаёт постановление, согласно которому льготники получают право бесплатного проезда к своим дачным участкам. Автобусная "вольница" для этой категории граждан начинается с первого мая и заканчивается в конце сентября. Транспортники от таких инициатив не в восторге.
"Дума города Братска также ежегодно издаёт своё постановление, в котором определяется перечень бесплатных и льготных пассажиров. За июль месяц федеральные и региональные льготники получили 15 тысяч бесплатных билетов, местные льготники 20 тысяч", - сообщает Юрий Ярлыков, зам. директор МП "АТП".
Финансовые издержки транспортников частично покрывает областной бюджет, возвращая стоимость десяти поездок. Все остальные рейсы на безвозмездной основе.
- Выходом из данной ситуации может стать создание социального проездного билета. Удачных примеров в соседних регионах масса. Эта может быть электронная карта или её аналог, где доступно указано количество льготных поездок. После того, как бесплатный лимит исчерпан, дачник может его пополнить, внеся на карту деньги или рассчитаться с кондуктором.
На спасительную, как им кажется, реформу, транспортники просят три миллиона рублей. К слову, их красноярские коллеги ограничились такой же суммой. Где найти деньги на эти цели в городском бюджете пока не ясно. Однако именно эти средства могут стать той телегой, которую необходимо готовить зимой, чтобы следующий дачный сезон не стал очередной битвой за сидячее место в автобусе.
Автор