Специальный репортаж: Эх, дороги!

Через неделю в Братске начнут ремонтировать дороги! Об этом заявили в администрации. Однако водителям рано радоваться: залатают лишь крупные ямы. Чиновники сетуют - на капитальный ремонт нет денег. На каких улицах появится новый асфальт и надолго ли его хватит? Цифры и квадратные метры на понятный язык перевела Ксения Шилова.

Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду я. От братских водителей таких цензурных выражений не услышишь, когда они поминают дорожников и чиновников.
"Первое, что "убивается" от плохих дорог - это стойки. Они обычно становятся мокрыми и это первый признак того, что они убитые. Далее у нас ломаются линки стабилизатора, они тоже очень слабые. Потом шаровые, рычаги, тяги. Это всё вылетает из-за того, что на поворотах попадаешь в яму", - объясняет автослесарь Алексей Фоминых.

Ужасное состояние братских дорог чиновники признают. Однако найти денег на капитальный ремонт вот уже третий год не могут, до сих пор ссылаются на кризис. Для сравнения, в 2008-м на капремонт ушло 200 миллионов. В этом году на ямочный ремонт пойдёт 40 миллионов, как и год назад. Эксперты говорят, такая финансовая политика недальновидна. Неделю назад специальная комиссия осмотрела городские улицы: этой весной ям стало в два раза больше!
"У нас есть карты, где делали ямки в том году, позапрошлом. Вот эти ямки стоят, а вот рядышком - ну просто асфальт уже не выдерживается. Вообще, капитальный ремонт делается через 8 лет по нормативу. А у нас есть дороги, которые, наверное, 18 лет стоят", - говорит Нина Фандеева, заведующая отделом благоустройства и санитарного содержания города комитета ЖКХ.

В этом году дорожные "заплатки" поставят во всех округах, но только на маршрутах общественного транспорта. Например, в центре - это Ленина, Обручева, Мира, Комсомольская, Пихтовая и Рябикова. Мало, потому что чиновники вынуждены экономить. Однако в испытательном центре БрГУ уверены: нужен совершенно иной подход к делу. И сегодня необходимо "капиталить" хотя бы одну дорогу в год, а не размазывать средства на все.
"Одно дело - уложить хороший асфальт и хорошо его уплотнить. Но если основание, которое под ним, оно не нормальное, то понятно, что он скоро придет в негодность. Когда заключаются контракты, должно быть всё это прописано: что подрядчик обязан проверять и основание", - комментирует Александр Зиновьев, декан инженерно-строительного факультета БрГУ, руководитель испытательного центра "Братскстройэксперт".
Однако на 40 миллионов особо не разгонишься. По данным дорожников, квадратный метр ямочного ремонта стоит примерно 1200 рублей. Получается, денег хватит на 33 с небольшим километра. Это всего лишь 6% от всех городских дорог!!! Ситуацию могли бы исправить федеральные или областные средства, тем более, сейчас вновь создан дорожный фонд. Каждый автомобилист отдаёт в него по рублю с каждого купленного литра бензина. В общероссийскую копилку собираются миллиарды! Однако получить свой кусок обратно конкретные города смогут не раньше 2013 года. В областном правительстве нам заявили: помогать Братску готовы хоть сейчас, если наши чиновники придумают что-нибудь эдакое - например, специальную программу по развитию местной дорожной сети. В Братске разработали проект капремонта пяти основных магистралей в центре, Энергетике и на Правом берегу. Денег так никто и не дал.
"У нас были предварительные разговоры с областью, что они готовы финансировать, если будут проекты, если будет экспертиза на эти проекты. Проекты готовы, но, так скажем, из предварительных разговоров у нас подтверждения, что будет финансирование из областного бюджета данных работ, пока не поступало", - рассказывает Алексей Бельков, председатель комитета градостроительства администрации Братска.

Ещё один вариант - экономить за счёт передовых технологий. Например, в Новосибирске уже несколько лет используют "сларисил": свежий асфальт покрывают защитной пленкой, в итоге он служит гораздо дольше, а значит, экономятся бюджетные деньги. Кроме того, мэрия купила собственную лабораторию, чтобы контролировать качество ремонта. Ведь не секрет, что дорожники ради экономии часто нарушают существующие нормы и стандарты.
"Лаборатория выезжает и по сигналам, сигналам, как населения, так и депутатским запросам. Мы просто научились экономить бюджетные деньги", – рассказывает по телефону  Иван Митрошин, депутат Совета депутатов Новосибирска.

В Братске не до технологий. Сейчас руководство города ищет в бюджете ещё хотя бы 10 миллионов на дороги. За счёт чего найдут - решит Дума. Но, очевидно, от перестановки слагаемых сумма изменится не значительно.
ГОСТы существуют не только на асфальт, но и на его отсутствие! Максимальный размер выбоин и неровностей 80 сантиметров в ширину, 15 сантиметров - в длину, и 5 - в глубину. Если яма больше - значит, дорожникам можно предъявлять иск. Братским водителям уже удавалось возместить ущерб.
Автор