Сельхоз-вопрос

До начала посевной кампании в Братском районе осталось полтора месяца. Но сельхозпроизводители уже сейчас ломают голову, на каком топливе будет работать техника? Почти 60% сельхозмашин нужно заправлять восьмидесятым бензином, а его выпуск прекращён с начала этого года.

Александровское отделение сельхозкомплекса "Братский" уже несколько лет снабжает город молоком: только в прошлом году почти миллион литров! Ещё 4 тысячи тонн зерна ежегодно сдают на Братскую птицефабрику. Что будет в этом году - непонятно: из 17 единиц техники в строю, похоже, останутся только 7 дизельных комбайнов. Остальные остались без топлива. 80-й больше негде и не у кого закупать.
"Весь производственный цикл мы выполняем на этих машинах. Молоко возим в город. Все ЗИЛы, которые участвуют на посевной - мы вешаем на них погрузчики, заправляем сеялки - тоже на этом бензине. Представляете, если бензина не будет?! Значит, что те задачи, что стоят перед нами, мы просто не сможем выполнить!", - комментирует Сергей Торофов, управляющий отделением "Александровка" ООО СХПК "Братский".
В региональном министерстве сельского хозяйства говорят: "...а мы предупреждали!". Разговоры о прекращении выпуска 80-го идут уже третий год".
"На сегодня мы уже получили категорический отказ от федеральных структур о том, что в лимитах оговорена номенклатура: дизельное топливо и регуляр АИ-92. То есть 80-й бензин исключён", - сообщает Юрий Романкевич, начальник отдела механизации Министерства сельского хозяйства Иркутской области.
На местной заправке сельчан уже предупредили: 80-го осталось в обрез! Денег на 10 новых единиц техники у животноводов и пахарей нет. За переоснащение старой - "хоть молоком рассчитывайся!", - грустно шутит управляющий. 
- Чтобы оснастить дизельным двигателем, к примеру, этот молоковоз, потребуется 240 тысяч рублей. В управлении отделения посчитали, что для этого нужно продать как минимум три с половиной цистерны. Но стоит ли овчинка выделки, если самому автомобилю уже 23 года?!.
Аналог 80-го производят на Ангарском нефтехимическом заводе. Бензин марки БСТ-80 и БСТ-92 позволяет безболезненно начать посевную, но топливо не имеет сертификата. И потому не может закупаться. У сельчан осталась последняя надежда на федеральные и региональные власти. Ведь самостоятельно фермерским хозяйствам ни купить технику, ни приобрести её в кредит. Но при любом развитии событий, в итоге расплатится потребитель. Ведь если посевную затянут, возникший продуктовый дефицит на местах будут покрывать за счёт привозной, более дорогой продукции. Если фермеры будут кредитоваться на покупку новой техники, то даже льготные кредитные проценты, они заложат в конечную стоимость продукта.
Автор